Михаил Ершов – историк. А, как известно, историк – не публичный человек, он живёт в своей норе, прячется в прошлом. Тем не менее, студенты назвали свою команду на олимпиаде «Михаил Ершов», а сам Михаил Фёдорович включён в состав комиссии по противодействию фальсификации истории.
Чувство собственности
- Михаил Фёдорович, новейшая история пишется каждый день и состоит из сюрпризов. Например, в одночасье город Ханты-Мансийск «постарел» на сотню с лишним лет…
- Определение любой даты – это сложный процесс. И здесь важна общественная договорённость: что будет поставлено во главу угла. Можно отталкиваться от официального документа, в котором поселению присваивается статус города (это 50-е гг. прошлого века). Можно опереться на археологические раскопки (нашли позвонок мамонта, который был пробит копьём, значит – уже люди жили) – это 8 тыс. лет.
А можно довериться летописным упоминаниям, но факт может быть таким: или было селение князя Самара, или приплыли русские, сожгли поселение и уплыли. Надо понять, что для нас важнее, какую версию мы примем за точку отсчёта. День рождения города должен быть не политическим выбором, а результатом общественного согласия.
- Но в округе много приезжих людей, у них нет ощущения, что это их земля…
- Человеку нужно принять то, что происходило до него как собственную историю. Это было не где-то и с кем-то, это твоё, моё, наше. Когда мы присваиваем себе историческое знание, тогда мы бережно к нему относимся. Мы плохо усваиваем культуру аборигенов. Например, русская учительница приходит в национальную школу, показывает детям изображение медведя, спрашивает, кто это, а дети молчат.
И она не понимает, почему. А им нельзя произносить лишний раз это слово. Организовали «очаги культуры» - красные чумы, а ханты не хотят туда идти - по их поверьям, всякая беда селится в красные чумы. Или – удачный пример – организация заповедника Малая Сосьва. Сначала узнали, где у манси священные места, объединили их в охраняемую территорию, а самих манси взяли егерями. Раньше они могли застрелить нарушителя, который вторгся в запретные места, и стать преступниками, а сейчас они – законные охранники. Но таких случаев взаимопонимания очень немного.
- Каким должен быть учитель-историк?- Это и шаман, и шоумен, но с принципиальной позицией: уважать факты, видеть процессы в системе и динамике. И главное - никого не судить.
Летопись или перепись?
- Появляется множество исторических книг, версий, фильмов… Появилось так много историков?
- У нас вместо учёных историю преподносят актёры, разведчики, писатели. Но есть закономерность: если мы не занимаемся историей как наукой, она формируется стихийно, заполняется мифами. Большая часть популяризаторов – паразиты на больном теле отечественной истории.
Они манипулируют фактами, доводят до абсурда реальные истории, конкретных личностей окружают ореолом несуществующих подвигов. Зарубежные фильмы, конечно, будят мысль, раскрепощают сознание, но опасны тем, что незаметно искажают те образы и представления, которые сложились в нашем сознании. А людей, по-настоящему работающих в архивах, очень немного.
- С чем борется комиссия по противодействию фальсификации истории?
- К сожалению, у комиссии пока нет ресурсов, для того, чтобы с чем-то активно бороться. Нужно издавать региональный исторический журнал, в университете нужно готовить профессионалов-историков. Они должны не просто работать в школах, аналитических отделах организаций, они, наряду с филологами и философами, должны формировать общую культуру. Человека от животного отличает наличие религии, культуры и истории.
Если мы утрачиваем эти особенности – нетрудно догадаться, в кого мы можем превратиться. Университет потихоньку превращается в технический вуз, отказываясь от нерентабельных специальностей. Но такой утилитарный подход приведёт к печальным результатам.
- Как заинтересовать людей собственной историей?
- Интерес проявляется циклически. В 80-е гг. прошлого века история не интересовала никого, а в 90-е гг. – всех. Сейчас многие занимаются в клубах: реконструируют исторические события, одежду, оружие. История выступает зеркалом прошлого, в котором мы стремимся увидеть себя. Очень нужна историческая альтернативистика, рассматривающая варианты, что было бы, если… Иначе история превратилась бы в нечто фатальное: происходит только то, что должно происходить.
А на самом деле активная позиция человека может изменить весь ход событий. Если вы не можете с чем-то мириться, вы будете делать всё, чтобы изменить расклад, даже если он не в вашу пользу. Так и делается история, выигрываются войны. Сейчас мы многое упускаем, не делаем, забалтываем, имитируем решения. И вполне реальна угроза бунта, потому что проблемы решаются медленнее, чем накапливаются. Это вопрос результативности действий власти. Культура – над человеком, она диктует ему, что делать. Острая потребность сейчас – не в Сталине, а в людях дела. Нельзя сносить памятники, сжигать книги, - благодаря прошлому мы такие, какие есть.
Досье:
Михаил Ершов родился в 1962 г. Закончил Уральский госуниверситет. Кандидат исторических наук, преподаватель Югорского госуниверситета. В округе работает с 2001 г. Женат. Трое детей