Примерное время чтения: 6 минут
225

Шаман и шоумен

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 15. АИФ-Югра 11/04/2012

Михаил Ершов – историк. А, как известно, историк – не публичный человек, он живёт в своей норе, прячется в прошлом. Тем не менее, студенты назвали свою команду на олимпиаде «Михаил Ершов», а сам Михаил Фёдорович включён в состав комиссии по противодействию фальсификации истории. 

Чувство собственности

- Михаил Фёдорович, новейшая история пишется каждый день и состоит из сюрпризов. Например, в одночасье город Ханты-Мансийск «постарел» на сотню с лишним лет…

- Определение любой даты – это сложный процесс. И здесь важна общественная договорённость: что будет поставлено во главу угла. Можно отталкиваться от официального документа, в котором поселению присваивается статус города (это 50-е гг. прошлого века). Можно опереться на археологические раскопки (нашли позвонок мамонта, который был пробит копьём, значит – уже люди жили) – это 8 тыс. лет.

фото: Russianlook.com

А можно довериться летописным упоминаниям, но факт может быть таким: или было селение князя Самара, или приплыли русские, сожгли поселение и уплыли. Надо понять, что для нас важнее, какую версию мы примем за точку отсчёта. День рождения города должен быть не политическим выбором, а результатом общественного согласия.

- Но в округе много приезжих людей, у них нет ощущения, что это их земля…

- Человеку нужно принять то, что происходило до него как собственную историю. Это было не где-то и с кем-то, это твоё, моё, наше. Когда мы присваиваем себе историческое знание, тогда мы бережно к нему относимся. Мы плохо усваиваем культуру аборигенов. Например, русская учительница приходит в национальную школу, показывает детям изображение медведя, спрашивает, кто это, а дети молчат.

И она не понимает, почему. А им нельзя произносить лишний раз это слово. Организовали «очаги культуры» - красные чумы, а ханты не хотят туда идти - по их поверьям, всякая беда селится в красные чумы. Или – удачный пример – организация заповедника Малая Сосьва. Сначала узнали, где у манси священные места, объединили их в охраняемую территорию, а самих манси взяли егерями. Раньше они могли застрелить нарушителя, который вторгся в запретные места, и стать преступниками, а сейчас они – законные охранники. Но таких случаев взаимопонимания очень немного.

-  Каким должен быть учитель-историк?- Это и шаман, и шоумен, но с принципиальной позицией: уважать факты, видеть процессы в системе и динамике. И главное - никого не судить.

Летопись или перепись?

- Появляется множество исторических книг, версий, фильмов… Появилось так много историков?

- У нас вместо учёных историю преподносят актёры, разведчики, писатели. Но есть закономерность: если мы не занимаемся историей как наукой, она формируется стихийно, заполняется мифами. Большая часть популяризаторов – паразиты на больном теле отечественной истории.

фото: Russianlook.com

Они манипулируют фактами, доводят до абсурда реальные истории, конкретных личностей окружают ореолом несуществующих подвигов. Зарубежные фильмы, конечно, будят мысль, раскрепощают сознание, но опасны тем, что незаметно искажают те образы и представления, которые сложились в нашем сознании. А людей, по-настоящему работающих в архивах, очень немного.

- С чем борется комиссия по противодействию фальсификации истории?

- К сожалению, у комиссии пока нет ресурсов, для того, чтобы с чем-то активно бороться. Нужно издавать региональный исторический журнал, в университете нужно готовить профессионалов-историков. Они должны не просто работать в школах, аналитических отделах организаций, они, наряду с филологами и философами, должны формировать общую культуру. Человека от животного отличает наличие религии, культуры и истории.

Если мы утрачиваем эти особенности – нетрудно догадаться, в кого мы можем превратиться. Университет потихоньку превращается в технический вуз, отказываясь от нерентабельных специальностей. Но такой утилитарный подход приведёт к печальным результатам.

- Как заинтересовать людей собственной историей?

- Интерес проявляется циклически. В 80-е гг. прошлого века история не интересовала никого, а в 90-е гг. – всех. Сейчас многие занимаются в клубах: реконструируют исторические события, одежду, оружие. История выступает зеркалом прошлого, в котором мы стремимся увидеть себя. Очень нужна историческая альтернативистика, рассматривающая варианты, что было бы, если… Иначе история превратилась бы в нечто фатальное: происходит только то, что должно происходить.

фото: Russianlook.com

А на самом деле активная позиция человека может изменить весь ход событий. Если вы не можете с чем-то мириться, вы будете делать всё, чтобы изменить расклад, даже если он не в вашу пользу. Так и делается история, выигрываются войны. Сейчас мы многое упускаем, не делаем, забалтываем, имитируем решения. И вполне реальна угроза бунта, потому что проблемы решаются медленнее, чем накапливаются. Это вопрос результативности действий власти. Культура – над человеком, она диктует ему, что делать. Острая потребность сейчас – не в Сталине, а в людях дела. Нельзя сносить памятники, сжигать книги, - благодаря прошлому мы такие, какие есть.

Досье:

Михаил Ершов родился в 1962 г. Закончил Уральский госуниверситет. Кандидат исторических наук, преподаватель Югорского госуниверситета. В округе работает с 2001 г. Женат. Трое детей 

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах