О задачах духовно-нравственного воспитания говорить сложно. Можно сколько угодно вздыхать о нравственности, но если "зёрна истины ронять на асфальт", то и всходов мы, образно говоря, не дождёмся. Программа "Духовно-нравственного воспитания детей и молодёжи в условиях этнокультурного диалога" как раз и должна была эту проблему хотя бы попытаться решить...
Культура сохранилась локально
Задачи на самом деле всего две: во-первых, создать условия для диалога, и, во-вторых, решить, как в этих условиях поставить и реализовать задачи духовно-нравственного воспитания... Духовность и нравственность, говоря прямо, не могут быть навязаны извне - и с этим согласились все присутствующие на заседании совета Общественной палаты Югры. Это только кажется, что перед молодёжью огромное количество возможностей для выбора, - на самом деле их практически не осталось.
"В рамках нормально работающей культуры - чего сейчас как раз и нет, - уверяет кандидат филологических наук Олег Николаев, - духовно-нравственное самоопределение происходило просто потому, что человек вырастал в определённой семье, в определённой деревне, в определённом культурном контексте. Первое, что нас воспитывает, - это пространство. Поэтому можно произносить сколько угодно слов о духовности, но если вы живёте в загаженном и запустевающем пространстве - слова бессильны. Сейчас мы работаем с последними носителями традиций и культуры - людьми 80-90-летними. Живого опыта передачи культурных традиций и духовных ценностей уже нет. С 30-х годов началось целенаправленное уничтожение культурных традиций народов России - они сохранились только в локальных точках и редких районах. И создавать сейчас условия для самоопределения молодёжи придётся чуть ли не заново. Одна из многих бед, которые происходят у нас в сфере межэтнических отношений, в том, что наше образование отделено от той же этнографии. Этнографические представления обычного россиянина чудовищны - они основаны на анекдотах, идеологических штампах и уличном восприятии мира".
Нужно реабилитировать семейную память
В основу программы духовно-нравственного воспитания должен быть положен деятельностный подход, и то, что он обязан быть современным, - обязательное условие, так как живых носителей традиций всё меньше, и контакты их с молодёжью носят случайный характер. Но сама природа опыта такова, что он передаётся лишь от человека к человеку. Попытка создать электронную антологию "Культурное наследие Югры", то есть собрать информацию в Интернете и систематизировать её, удалась, если можно так выразиться, наполовину. Санкт-петербургская фирма "Альт-Софт", занимавшаяся сбором и систематизацией, и Олег Николаев пришли к весьма неутешительным выводам: наследие есть, а порядка в нём нет. Ханты-Мансийский округ не имеет системных ресурсов, посвящённых культурному наследию, где были бы оцифрованы источники этнографии и истории округа и Обь-Иртышского Cевера XIX века. XXI век требует других носителей информации: те, что есть в архивах, зачастую недоступны большинству. В Карелии, на Ямале или Псковской области, к примеру, архивы давно оцифрованы и переведены в электронный вид, и доступ к ним есть у любого имеющего подключение к Интернету. Что мешает то же самое сделать в Югре - пока неясно.
"Необходимо вводить в оборот неопубликованные источники, которые не замечались в XX веке, - утверждает Олег Николаев. - На Обь-Иртышском Севере писало огромное количество людей. Почти каждый второй мужик вёл дневник погоды, и у каждого третьего это перерастало в "дневник всего". Архивы ломятся от материалов, но их не найти в Интернете".
Изучение семейных преданий, встречи с живыми пока носителями традиций и возрождение в поселковых школах культурной составляющей могли бы если не сформировать заново культурную среду, то хотя бы укоренить её в точке проживания. Другой вопрос - найдётся ли этому место в системе образования, ведь именно на её плечи ляжет львиная доля того, что следует сделать для того самого "духовно-нравственного воспитания"...
Мнение экспертов
Ханты и манси - бренд автономного округа. Именно эти народы делают его самобытным, именно они в первую очередь составляют культурное наследие Югры. Ведь, по большому счёту, покорители Севера, ссыльные и нефтяники, приходили в их дом, на их территорию. Как обстоят дела с культурным наследием аборигенного населения Югры?
Пойдём бомжевать...
Агрофена Песикова-Сопочина, лингвист, старший научный сотрудник НИИ угроведения:
- Техногенное население пришло со своим уставом. Нефтяники наших обычаев не соблюдают. Коренным жителям пришлось мигрировать на север. Родовые угодья, - а это земли, которые пригодны для традиционной жизнедеятельности, - с каждый годом сокращаются.
Психологический фактор никем не учитывается. А ведь целое поколение должно пройти адаптационный период. Если его не будет - целые народы окажутся за бортом жизни. Я боюсь, что аборигены лишатся земли и пойдут бомжевать в города, потому что там у них нет ни жилища, ни образования, ни профессии, нет адаптации к техногенному обществу. Что им остаётся?
Спецовка вместо оленьих шкур
Татьяна Молданова, к.и.н., доцент кафедры финноугроведения и общего языкознания:
- Сегодня абсолютно все антропологи и культурологи, этнографы пришли к выводу, что малые этнические группы и современная техническая цивилизация тотально несовместимы. Не надо говорить уже о ханты, манси и ненцах как об этносе. Они интегрировали в это общество, они не самостоятельны. Оставалась только культура.
Но аборигены пошли на контакты с нефтяниками. Им дают спецовки вместо мягких оленьих шкур - зачем им теперь родной язык? Зачем культура? Люди будут считать себя аборигенами где-то в глубине души, а на самом деле всё уже. Взрослые могут ещё поговорить друг с другом на родном языке, а дети уже нет. Язык не востребован...
На ямки денег нет
Сергей Пикунов, директор Департамента по охране окружающей среды и экологической безопасности ХМАО - Югры:
- Оптимальный вариант, если коренное население будет адаптироваться в среде, которая пришла и превалирует. Да. Аборигены должны сохранять свою культуру, культовые места. В парке "Кондинские озёра" мне отметили 89 мест, мол, их надо охранять. Я говорю: "Давайте сделаем 3-4 места, поставим там аншлаги, будем мусор убирать, сделаем раскопки, черепочки разложим, экскурсии будем приглашать. На 89 у нас денег нет". Я не понимаю, почему мы благоговеем перед простой ямкой в земле: вот здесь хант жил, вот кострище было. Я в своей жизни этих кострищ поразводил столько... что мы каждую копанинку-то охраняем...
Нужно сбрасывать лохмотья цивилизации
Наталья Бокова, искусствовед:
- Кто-то из великих сказал, что входить в чужую культуру нужно голым, с завязанными глазами. Только тогда она ответит гостеприимством и щедростью. Мест, где аборигены ведут традиционный образ жизни, крайне мало. Мы ведём себя достаточно бесцеремонно, крича, что мы цивилизованные люди. А у аборигенов понятие цивилизации другое. В их понимании людей, которые убивают себе подобных, развязывают войны, цивилизованными и культурными назвать нельзя. Слышала, что несколько лет назад аборигены мечтали открыть в деревне Юильск дом престарелых. Чтобы перед смертью наговориться на родном языке и быть похороненными в родной земле. Нельзя подходить к этим людям и их культуре с позиции кайла и лопаты.