Как-то не везёт югорчанам с экономией средств на путешествия: только обрадовались, что компания «Добролёт» открыла продажу билетов из Москвы в Сургут и обратно за 1635 рублей в одну сторону. И вот те на: полёты отменили...
Просто цирк
«Давно мечтала показать дочке цирк «Дю Солей»,- делится Инга Сомова из Ханты-Мансийска. – Но дорога влетала в копеечку. А тут зашла на сайт «Добролёта», а там – два билета до Москвы и обратно за 6700 руб., просто подарок! Оплатила по банковской карте. Но рейсы отменили. Стала звонить на бесплатную линию. Ждала минут 10. Сказали, что рейсов не будет, а деньги вернут. Но когда? Кстати, оказалось, что линия вовсе и не бесплатная. Заплатила по тарифу 50 рублей за минуту...»
Москва пользуется у северян огромным спросом, ибо прямых рейсов в российские города и за границу не так уж много, большинство летит транзитом. С 30 августа «Добролёт» обещал проводить по два рейса в Москву в день. Можно представить, какую популярность он заработал в считанные дни и сколько нереализованных рейсов теперь на счету лоукостера.
Почему приостановлены полёты? Евросоюз расширил экономические санкции в отношении российских компаний и частных лиц вечером 30 июля. В список попал и «Добролёт». В пресс-службе компании объяснили: владелец судов, Боингов-737-800, иностранная компания BBAM Aircraft Leasing and Management потребовала от непосредственного арендатора – «Аэрофлота» – аннулировать договор сублизинга с «Добролётом». Когда полёты возобновятся и будут ли они вообще, неизвестно.
Мы позвонили на «горячую линию» ((499) 215-23-00). Через 8 минут нам ответила вежливая девушка-оператор. Она объяснила, что тем, кто приобрёл билеты по направлению «Москва – Сургут – Москва» на рейсы до 15 сентября, в ближайшее время на электронную почту придёт уведомление о начале обработки билета, и в течение 5-30 дней будет возвращена полная стоимость билета в той форме, в которой он был оплачен (на банковскую карту или QIWI-кошелёк – прим. ред.). Заявление писать не нужно. Тем, кто собирался в путь после 15 сентября, даже уведомления ждать не нужно – всё произойдёт автоматически.
Но что делать с транзитными рейсами из Москвы? Если стоимость билета по маршруту «Сургут – Москва» клиентам компенсируют, то деньги за дальнейшие рейсы, например, по маршруту «Москва – Минводы», которые граждане вынуждены сдавать не по своей вине, «Аэрофлот» отказывается возвращать полностью.
«Накаркал»
Любопытно, что две недели назад в интервью «Сургутской трибуне» печальный конец лоукостеру предрёк директор сургутского аэропорта Евгений Дьячков. Компания продавала билеты, ещё не оформив отношения с аэропортом. «Это всё-таки риск: продавать билеты без готового договора, – заявлял Дьячков. – Думаю, лоукостер продержится определённое время, но его ждёт такая же судьба, как «Авианову» (компания проработала три года, была убыточной, – прим. ред.)».
Свою позицию Евгений Дьячков объяснил тем, что в России заниматься пассажирскими авиаперевозками дорого из-за слабо развитой авиационной инфраструктуры. «Нет альтернативных небольших аэропортов, где могли бы обслуживаться подобные перевозчики», – считает Дьячков. В итоге любая попытка сбросить цены грозит авиакомпании убытками и банкротством.
Кстати, Россия, кажется, нашла, чем отомстить европейцам за «Добролёт». Сейчас в Министерстве иностранных дел обсуждается вопрос о запрете полётов из Европы в Азию по транссибирскому маршруту, через Сибирь, пишут «Ведомости». Такие меры увеличат время перелётов и поднимут издержки европейских авиакомпаний.