Нередко бывает, что в больших семьях основное внимание уделяется либо младшим детям, либо старшим. А средние предоставлены сами себе. Они не так малы, чтобы нуждаться в постоянной опеке, но и не настолько взрослые, чтобы решать с ними серьёзные проблемы. Можно представить, что тем самым средним ребёнком в государстве является студенчество.
Меняется время, меняются взгляды на жизнь. На место стопки книг подмышкой пришли ноутбуки, а на место радиоприёмника, собиравшего целые компании, - iPod.ы. Студенчество не осталось в стороне и изменилось тоже.
Другое время, другие взгляды
"Когда я училась, у меня и моих друзей, наверное, главной целью было получение знаний. Не потому, что они потом пригодятся в жизни, а потому что эти знания должны были сделать нас другими людьми, - делится Наталья Белова, преподаватель кафедры журналистики и литературы Югорского государственного университета. - Сейчас, как мне кажется, немного прагматичный подход: изучаются только те дисциплины, которые могут быть использованы в дальнейшей профессиональной деятельности. И такой утилитарный подход, специализация на определённых знаниях, на мой взгляд, ведёт к обнищанию сознания человека".
Безусловно, современное студенчество изменилось. Не исключено, что тот самый прагматичный подход является не столько "испорченностью" поколения, сколько насущной необходимостью.
"Мне кажется, раньше студенты существовали в своеобразном идеологическом "лягушатнике", - рассуждает студент 4 курса ЮГУ Игорь Луговской. - Они знали, что будут нужны, что у них будет рабочее место, что государство и общество будут как-то им помогать - это уверенность в завтрашнем дне, это хорошо. Люди по-другому смотрели на мир, их взгляд был, может быть, более наивным, но явно чище. А сейчас студентам сложнее, потому что гарантировать никто ничего не может, и всё, что у тебя есть, - это ты. И естественно, у нашего поколения главное стремление - присосаться к какой-нибудь кормушечке вроде Газпрома и спокойненько грести себе денежку".
"Из рассказов взрослых я поняла, что тогда стипендии были гораздо больше, порой даже больше, чем зарплата родителей. Поэтому студент мог спокойно учиться и не думать о том, как и на что жить, - говорит Алёна Золотова, студентка 5 курса ЮГУ. - Сегодня это невозможно - нынешней стипендии едва хватает на проезд. Это хорошо, что у нас есть общежития для приезжих студентов, но не везде же так. Не у всех родителей есть возможность оплачивать съёмные квартиры, поэтому многие идут работать для того, чтобы учиться. Студентам нужно помочь стать самостоятельными. Это, пожалуй, один из самых незащищённых слоёв населения".
Лихорадит всех
"Уровень высшего образования падает, ни для кого это уже не секрет, - продолжает рассуждать Наталья Белова. - И это происходит, как мне кажется, не только потому, что очень много ненужной информации падает на голову студентов из-за информационного бума, но и потому, что нас постоянно "лихорадит" - Министерство образования переименовывалось несколько раз за три года, каждый раз выпускались новые требования. Мы должны изменить весь механизм обу-
чения, перейти на уровень подготовки бакалавров и магистров, поменять стандарты, учебные планы, программы и прочее. То есть, по сути, готовиться к лекциям, разрабатывать курсы и менять их каждый год, как мы должны это делать, мы просто-напросто не в состоянии. Мы занимаемся какой-то совершенно другой работой, а не той, к которой себя готовили".
Общая "лихорадка" ощущается и студентами. В какой-то степени она снижает само желание и стремление учиться. "Возможно, необходимо делать упор не на качество образования, ибо в Югре оно достаточно хорошего уровня, а на мотивацию школьников и абитуриентов. Студенты должны хотеть учиться, хотеть получить знания, а не корочку о том, что у них эти знания есть", - предполагает Алёна Золотова.
У современного студента откуда-то появилась чёткая уверенность в том, что он уже всё знает и умеет. Хотя действительно в век "коллайдеров" и нанотехнологий молодого человека очень трудно чем-то удивить. "Но, по крайней мере, среди моих студентов есть люди, ради которых интересно готовиться к занятиям, с которыми хочется общаться и хочется чему-то ещё их научить. Людей, которые стремятся получить именно качественное образование, может быть, немного, но они есть", - улыбается Татьяна Глебович, преподаватель кафедры журналистики и литературы ЮГУ.
"Надежду на переустройство мира мы, например, связываем вовсе не с правительством, не с чиновниками, а со студентами. Изменится сознание будущего поколения - изменится и действительность", - заключает Наталья Белова. Нет сомнений в том, что за студентами - будущее. Хорошо это или плохо, но сейчас у них есть полная свобода выбора. Этот выбор в конечном счёте и определит дальнейший путь государства. Определит, останется или нет "средний ребёнок" без внимания.