"Пупи-як" - медвежий праздник (или медвежьи игрища) - самое важное и значительное событие в жизни ханты. "Исследователи отмечают более 500 терминов, связанных с медвежьими игрищами обских угров, из них - 132 наименования медведя", - объясняет кандидат исторических наук Тимофей Молданов.
Богиня разрешила обряд
Советская власть запрещала проводить медвежий обряд, а его исполнителей сурово наказывала, но обряд всё равно проводили. Тайком. Запрет отрицательно сказался на состоянии древней языческой культуры, ибо такой праздник был её частью. Практически не осталось исполнителей обряда, стали забываться и священные песни. С развалом СССР и наступлением так называемой идеологической свободы власти вдруг вспомнили, что у аборигенов севера существовал некогда обряд почитания пупи - "старшего брата" человека, и решили его возродить. Только вот происходило это на клубных сценах и очень смахивало на шоу. Но иногда обряд происходил по всем религиозным канонам - в лесных избушках с жертвоприношением и исполнением всех священных гимнов.
Очередной праздник состоялся в Мулигорте - старинной, ныне заброшенной деревне, где некогда жили хантыйские роды Алексеевых, Проскуряковых, Посоховых и Лысковых. Эта деревня - одно из семи священных мест от Казым-мыса до Ханты-Мансийска. Сейчас там живёт хранитель священного места Алексей Лысков. По неписанному хантыйскому закону ему нельзя специально убивать медведя, вот если бы он сам попался в петлю или слопец - другое дело. Но так не происходило, и тогда обские ханты решили провести обряд с "чужим" медведем. За организацию мероприятия взялась Любовь Кашлатова из рода Лысковых - председатель Берёзовского отделения общественной организации "Спасение Югры"...
Медведя "нашли" у Ефима Мултанова, проживающего возле озера Пякуто на Ямале. Ефим Дмитриевич не только согласился стать хозяином обряда отпевания пупи, но и исполнять песни - гимны. Подготовка к празднику выявила несколько мужчин, знающих ритуал, хоть и не в полном объёме - Петра Лозямова, Андрея Ерныхова, Тимофея Молданова и относительно молодого Якова Тарлина... Чтобы поучаствовать в древнем обряде, собралось более сорока человек из Октябрьского, Берёзовского, Белоярского и Ханты-Мансийского районов. Для жертвы были подготовлены олень, оленёнок и петух.
Все коренные жители Югры знают, что Мулигорт - место поклонения великой и могущественной богине Калтащ-ими. Именно она даёт душу родившемуся ребёнку и отмеряет каждому человеку срок его жизни. Большой святости Мулигорт, - поэтому ханты съезжались сюда на "буранах" со всех сторон. Больше сорока лет не отпевали здесь пупи, но проводить обряд собравшиеся не торопились: надо было узнать, хочет ли Калтащ-ими принять гостей и их моление. Сначала гадали на медвежьей голове - не получилось, потом - на сундуке, под которым лежал освящённый топор. Богиня дала знак, что согласна на проведение обряда.
Проводы медвежьей души
В зависимости от пола медведя священнодействие длится от четырёх дней (если самка) до шести (если самец). В этот раз была медведица - поэтому и отношение к ней было женское. Медвежью голову положили в правый передний угол дома, на носу и глазах укрепили монеты, надели красивый платок и бисерные украшения. Гости, очистив себя дымящейся чагой, подходили к медведице и целовали её, оказывая тем самым своё почтение. В специальную чашку клали деньги. После двенадцати часов принесли в жертву трёх животных и поставили их мясо варить. Готовое угощение освятили чагой и персональную чашку поставили перед головой.
Священнодействие началось. Первая песня - гимн о спуске медведя, сына верховного бога Торума, с небес на Землю. Когда-то отпущенный Торумом на Землю сын-медведь убил оленей, разорил лабазы-амбары. Мать-Земля заступилась за людей: за нарушение отцовского наказа она лишила медведя бессмертия. Отныне охотники могут убить его, но каждый раз они обязаны провести особый ритуал, чтобы очистить и вернуть его бессмертную душу небесному отцу.
Основные священные песни пел 70-летний Андрей Ерныхов. Для того чтобы петь гимны, не обязательно иметь сольные данные, главное - знать священный текст. Кстати, исполняются песни мужчинами, женщинам разрешается только танцевать, шить культовые предметы и готовить еду.
Иногда на медвежьих игрищах исполняется до трёхсот номеров-песен, танцев, пантомим, диалогов. Все номера отмечаются на специальной палочке шумт-юх, - в этот раз их оказалось более ста. Если учесть, что многое из медвежьего обряда утеряно, то число номеров косвенно говорит о том, что обряд ещё живёт в народе. Три дня и три ночи длился старинный, но по-прежнему живой праздник. Последняя ночь особенно священна, потому что "приходят" великие духи - внуки Калтащ-ими.
В конце праздника выходят персонажи, изображающие лесных животных и птиц. Они пытаются украсть душу пупи, а все присутствующие отгоняют их. Самой яркой и весёлой частью праздника является представление берестяных масок. В сценках высмеиваются человеческие пороки - жадность, воровство, трусость... Священный обряд общения с медведем заканчивается. Гости очищают себя, обсыпая снегом, окуривая дымом чаги. Голову медведицы Ефим Дмитриевич увозит в свою избушку Пякуто. Там она займёт почётное место на священной полке рядом с сундуком, где живут домашние духи, охраняя мир и покой семьи, девятерых детей.
Гости разъезжаются счастливые оттого что довелось поучаствовать в настоящем отпевании медведя. Но они не знают, пройдёт ли когда-нибудь ещё при их жизни такой же яркий и незабываемый праздник.