26

Всё на продажу!

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 17. АиФ - Югра 27/04/2011

Разговоры об объединении автономного округа с югом Тюменской области не утихают с момента назначения на пост губернатора Югры Натальи Комаровой. Интерес подогревает запущенный в действие процесс приватизации нескольких прибыльных производств, созданных на окружные деньги.

Ждём пождём

На днях в редакцию пришло письмо: "Удивительно быстро растёт число ликвидных активов, от которых решительно избавляется правительство Югры. На приватизацию выставляются компания ЮТЭК, "Югрател" и "Полярный кварц". До того были птицефабрика "Боровская", фармацевтическое предприятие "Юграфарм", "Ханты-Мансийский банк", авиакомпания ЮТЭЙР - и много чего ещё. Для чего это делается? Мне кажется, это "предпродажная" подготовка округа к объединению "Тюменской матрёшки", - пишет наш читатель Дмитрий Хворостанцев из Сургута. Что же происходит? Очевидно, ответить на этот вопрос односложно нельзя. Наталья Комарова ещё на своей первой пресс-конференции с журналистами Югры уверенно заявила: "Объединения Ямала, Югры и Тюменской области не будет. Вопрос об этом даже не стоит".

Подобный исход событий чреват мощнейшими социальными потрясениями как на Ямале, так и в Югре. Ни один политик в здравом уме и доброй памяти не будет рисковать спокойствием в регионе, от которого во многом зависит экономика страны.

А вот мысль о том, что государственное управление неэффективно и прибыльные производства должны быть переданы в частные руки, - находит своё подтверждение.

Куда деньги девать?

Разумеется, средства, затраченные округом на строительство и запуск этих производств, вернутся в казну. Директор Департамента по управлению госимуществом Югры Максим Шевченко по этому поводу заявляет: "Запланировано получить в бюджет более 6 миллиардов от приватизации имущества. Но мы видим из тех мероприятий, которые уже сейчас проходят, из тех отчётов по стоимости акций, подготовка к продаже которых сейчас завершается, что доход будет ещё больше. Я думаю, на 10 миллиардов в этом году мы выйдем".

Только вот что такое десять миллиардов рублей от приватизации госсобственности? В масштабах города - хорошие деньги (бюджет Ханты-Мансийска на 2010 год чуть более 4 млрд). В масштабах округа - мы их почти не заметим (развязка по улице Чехова в Ханты-Мансийске стоила миллиард). 10 миллиардов - это 10 процентов годового бюджета Югры. Где-то 166 детских садов по типовым проектам (сад "Лукоморье" на 140 детей стоил в среднем 60 млн) - но не факт, что эти деньги пойдут на детские сады. Как видим, потратить их очень просто. Раз - и всё. Любая продажа ликвидных активов носит одноразовый характер. В то время как грамотное управление ими даёт эффект долгосрочный - и для будущих поколений. Почему бы не поставить на управление привлекательными активами квалифицированную управляющую компанию за небольшой процент (пример - компания "Тройка-Диалог", успешно управляющая десятками российских активов) - и не получать прибыль многие годы? Вот это вопрос.

Мнение экспертов

Константин Киселёв, политолог, председатель Екатеринбургской гильдии политконсультантов:

- Второй виток приватизации - правильная вещь. И именно губернаторы-варяги этим занимаются. В Свердловской области - та же самая ситуация. Ликвидируются ГУПы, грядёт приватизация птицефабрик, находящихся в областной собственности. Но здесь есть одна принципиальная вещь. Во главу угла ставится не экономическая эффективность, а "рулёжка" финансами и экономикой. Собственность субъектов федерации попадает под контроль Москвы. А поскольку регионы лишаются части вполне ликвидных активов, губернаторы-временщики стремятся эти активы каким-то образом восполнить. Под удар попадают муниципалитеты. Объекты ЖКХ, медицина, расчётные кассовые центры - всё, где есть живые и интересные деньги.

Не думаю, что объединение Ямала, Югры и Тюмени стоит на повестке дня. Никто перед серией крупных выборов население будоражить не будет. Тем более что ни одно уже произошедшее объединение субъектов не привело к улучшению ситуации. Ни в Пермском, ни в Красноярском крае, ни на Камчатке. Но то, что стремление ликвидировать ещё одну "матрёшку" сидит в головах - очевидно.

Александр Татаркин, директор Института экономики Уральского отделения РАН, доктор экономических наук, профессор:

- Государственное управление сегодня слабое и неэффективное. Считаю, что назначение губернаторов - самая большая ошибка в 21 веке. В других странах министров и руководителей федерального звена назначают и выбирают по профессиональным качествам. Мы же пытаемся использовать устаревшие принципы диктаторских и полудиктаторских режимов. Уровень управления компаниями тоже невысок. Идёт перекос в сторону управления финансами. А производство страдает. В результате у нас создаётся не товар, а стоимость. Весь наш прирост внутреннего валового продукта - 4%, за год. Но прирост физических объёмов составил лишь 10% от этой цифры (т.е. 0, 40%), а остальное (3,60%) - это прирост ценовой. То есть очередной "пузырь". Мировой кризис показал, что когда "пузыри" лопаются, возникает очередной финансовый крах. Передача активов в частные руки проблем не решит. Она лишь снимет с госуправленцев ответственность - и переложит её на собственников.

Анатолий Вац, депутат Сургутской гордумы:

- Основные ресурсы страны уже поделены. Нефть, газ, сталь, уголь... Осталось не так много финансовоёмких ресурсов, которые представляют интерес для бизнеса. В том числе предприятия с участием госкапитала, сохраняющие ликвидность. Пока там есть государственная доля, сохраняется какая-то политическая самостоятельность территории. Просматривается тенденция к централизации - активы постепенно переходят в чьи-то руки. Я знаю, что на государственных предприятиях дела идут не очень хорошо - высокой доходностью, и образцовой производительностью они похвастать не могут. Страдать из-за перехода предприятий округа в другие руки я точно не буду.

Смотрите также:

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах