Фабрики звёзд, не дипломов!
В 2011 году в России было 3 тыс. вузов и их филиалов, включая «шарашкины конторы», созданные с целью заработать по-лёгкому. В 2012 году замминистра образования Александр Климов говорил: – «Нужно закрыть вузы, не реализующие реальных образовательных программ». Дождались: 373 вуза и филиала признаны Минобразования РФ неэффективными и рекомендованы к реорганизации. В их числе 14 югорских, включая филиалы Российской академии музыки им. Гнесиных и Московского госуниверситета культуры и искусств.
Что не устроило чиновников от образования? Ханты-Мансийская «гнесинка», например, не имеет собственного помещения; в 2011 г. не было набора студентов (власти Югры опоздали с финансированием целевого набора); процент «остепенённых» преподавателей ниже нормативных 70%. «У нас 14 преподавателей, и все лауреаты международных конкурсов, что Госстандарт приравнивает к степени кандидата наук», – возражает директор филиала Виталий Гунин. За 12 лет побед на высочайшем уровне добились около ста студентов филиала, так что о плохом качестве образования речи не идёт. Не это ли главное в оценке?
Логику проверяющих трудно разглядеть из Югры. Но и в Москве она понятна не всем. Наш филиал у «гнесинки» – единственный, и эксперимент считают удачным. «В 2002 г. губернатор Александр Филипенко убедил нас, что всё получится. И получилось! – вспоминает советник ректора РАМ им. Гнесина, проф. Виктор Власов. – Впоследствии изменения в законодательстве (субъекты РФ утратили права участвовать в управлении вузами – прим. ред.), затруднили деятельность филиала. Сожалеем о закрытии, но ситуация не в нашей власти».
По решению головных вузов в 2013 г. оба филиала не набирали студентов. Сотрудники предупреждены о перспективах. «Настроения у преподавателей и студентов – неважные, чёткой информации о причинах закрытия, о будущем – нет. Ждём приказа от Минобразования, – говорит директор филиала МГУКИ Игорь Копылов. – Наше закрытие – ошибка, нас никак не назовёшь «фабрикой дипломов», выпускники у югорчан на виду, на сценах и в учебных классах. Есть вузы с филиалами чуть не в каждом городе Югры, – с ними разбирайтесь! Но решение принято. Чтобы студенты успели доучиться, переведём некоторых на сокращённую форму обучения».
Доучиться могут предложить и в головных вузах, в других филиалах. «Есть ли там места, как с общежитиями? – беспокоится студентка «гнесинки», не пожелавшая назвать своё имя. – Не хочу уезжать из дома, возможно, придётся сменить специальность».
Оскудеем талантами?
Можно, кстати, не закрыть, а реорганизовать учебные заведения. Окружные власти, ректорат ЮГУ (этот вуз и сам вырос из филиалов), руководство югорской «гнесинки» и филиала МГУКИ работали над идеей объединения филиалов. Институт искусств мог стать факультетом в составе ЮГУ или самостоятельным вузом. В итоге руководство округа отказалось от идеи, ведь федеральный центр не будет финансово участвовать, не «закажет» бюджетные места – а это чревато проблемами с лицензированием. «Считаем целесообразным, с учётом всех рисков, согласиться с предложением о закрытии филиала», – сказано в ответном письме зам. губернатора Алексея Путина.
Есть и экономические аргументы. Высшее художественное образование пришло в Югру в эпоху изобилия и самостоятельности. Теперь велено экономить. «Отправлять ребят учиться в другие города дешевле, чем содержать местный вуз. Так же, как покупать товары у Китая, а не развивать местное производство, – сравнивает экономист Борис Саломатов. – Видимо, в образовательном туризме умеют находить выгоду лишь развитые европейские страны. Они много вкладывают в свои вузы и ещё больше от них получают, ведь образование – ведущий тренд современности».
С первых курсов юные танцоры, музыканты вливались в культурную жизнь округа, радовали нас на фестивалях, в гастрольных турах, и мы чувствовали себя жителями передового региона. Наши ребята выступали на одной сцене с маэстро Гергиевым, солистами Мариинки, пополняли ряды первоклассных коллективов – ансамбля песни и пляски, духового оркестра… И это не измерить никакой финансовой линейкой! А учась в Москве или в Питере, югорчанин все пять курсов обогащает культурную жизнь другого города. Да и вернётся ли после выпуска? Бюджетная экономия может обернуться большими стратегическими потерями. Оскудеет Югра талантами, будут они рождаться – и утекать…
Не закрывать, а развивать
Александр Конев, член правительства Югры, директор Департамента культуры и искусства в 1999-2009 гг.:
Искусство веками приносило России не только валюту, но и признание, авторитет. Балет, музыку, живопись и прочее принесли однажды филиалы столичных вузов в северный нефтегазовый край. И всего за 10 лет изменились среда проживания, качество жизни северян. Со сцен зазвучали классическая музыка, академическое пение, в афишах – названия балетов, выставочных проектов. Помню изумление земляков после концертов: «Это наши дети? Их не привезли из Москвы, Питера?» Потомки бывших российских князей на презентациях региона в Париже, Страсбурге, Нью-Йорке переспрашивали: «Эти дети из Сибири? Не может быть!». А в зале Совета Европы довелось услышать: «На то, что вы сделали за 40 минут, дипломатам нужно минимум полгода». Политики знают: хороший имидж – точка роста и привлечения инвестиций.
Воспитание и обучение артиста стоят дорого. Но не дороже их профессиональных и творческих судеб, гордости и радости земляков-зрителей. Кто взял на себя ответственность решить, что житель Югры не заслуживает этого? Кто просчитал последствия, в том числе экономические, от закрытия филиалов? Есть материальная база, которой завидуют творческие вузы страны, уникальная команда педагогов, потрясающие результаты. И есть острейшая потребность в кадрах: в сфере культуры Югры занято более 16 тысяч работающих, средний возраст которых – далеко за 40 лет. Им нужна будет смена. Где взять специалистов? Нужно не закрывать филиалы, а развивать их, открывать новые отделения.
мнение специалиста
Виталий Гунин, директор Ханты-Мансийского филиала РАМ им. Гнесиных:
– С точки зрения Минобразования РФ, это не филиал – 40 студентов. Но все они – «золотые», ведь аренда за помещение – 6 млн. в год. Учить больше не можем: столько заказывает округ, а федерация и подавно даёт 1-2 места в год. Качество образования высокое, но всё же не дотягивает до столичного – мы ведь не можем перетащить сюда половину профессуры из Гнесинки.
И мы, и окружные власти, и руководство Российской академии музыки сделали всё, что могли. Художественное образование в Югре можно было бы спасти, объединив филиалы раньше, но время упущено. Преподаватели – высококлассные специалисты, с трудоустройством не будет проблем. Со студентами сложнее: хорошо, если нам позволят действовать до августа 2015 г., чтобы они смогли получить заслуженные дипломы.
мнение власти
Надежда Казначеева, директор Департамента культуры Югры:
– Закрытие филиалов – большая потеря для Югры, но это свершившийся факт. Что касается кадров, уже несколько лет целевые места на режиссёров, концертмейстеров, звукооператоров и пр. не укомплектовываются. К примеру, из 20 мест занимают 12. Либо нет желающих, либо хотят учиться приезжие, а это не в наших правилах. Кроме того, в югорских колледжах учат так, что выпускники поступают в столичные вузы сами, не обременяясь договорными отношениями с округом!
«Целевики» должны возвращаться в Югру. Договор на целевую подготовку следует подкреплять социально-бытовыми гарантиями, прежде всего жильём. В здравоохранении, образовании молодым специалистам платят подъёмные; не исключено, что в будущем начинающим культработникам также будут выплачивать матпомощь на обустройство.
а как у них?
Учат всех!
В Швейцарии высшее образование – в компетенции земель (в российской аналогии – регионов), на федеральном уровне. Более 5% ВВП страна вкладывает в образование. Стоимость обучения минимизируют, привлекая своих и иностранных студентов, усиливающих интеллектуальный потенциал страны, выводя её в мировые научные лидеры. Привлекательным и доступным делают высшее образование Чехия, Франция.