Примерное время чтения: 5 минут
68

3D приходит на сцену

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 21. АиФ - Югра 25/05/2011

Шестого июня Театр обско-угорских народов "Солнце" представит зрителям новый спектакль "Чёрная песня", который поставлен по документальной повести учёного-финноугроведа Татьяны Молдановой "В гнёздышке одиноком".

Накануне премьеры мы побеседовали с главным режиссёром театра Анной-Ксенией Вишневской.

Главное - судьба, а не политика

- У всех региональных национальных театров России одна общая проблема - практически нет драматургов, которые бы специально писали оригинальные пьесы. Отсюда во многом и проблемы с репертуаром, и скудность театральной афиши. Чем объясняется Ваше обращение именно к документальной повести?

- Мы долго искали национальный материал, который можно было бы положить в основу театрального спектакля. Лично меня вдохновили две вещи: героический мансийский эпос, который был переведён на русский язык доктором наук Евдокией Ромбандеевой, и документальная, очень человечная повесть Татьяны Молдановой "В гнёздышке одиноком". Это история, записанная автором со слов своей бабушки, искренняя, трогательная, не надуманная. Читая её, можно и радоваться, и плакать - она будет всем нравиться!

По большому счёту это повесть о небезызвестном Казымском восстании. Но главная тема - не политическая. Главная здесь - женщина, её сны, воображение. Мы не переживаем по поводу жестокой ситуации и жестокого времени, мы восхищаемся женщиной, её воспоминаниями.

- Театр - искусство всё же условное. Кому-то нравится классический театр, кто-то делает ставку на новые технологии. Каким будет Ваш спектакль?

- Наш спектакль - это пространство воспоминаний и снов героини Анны. Перед тем, как уйти в "нижний мир", она вспоминает, как много лет назад красноармейцы забрали её любимого мужа Ювана, снасти, ружья, так как опасались, что она начнёт стрелять в солдат, и оставили её с 8 детьми одну на огромной территории без средств к существованию. Эту трагическую, пронзительную и мистическую историю рассказывают три актрисы: Анна-молодая, из воспоминаний, Анна-средняя - очевидица Казымского восстания, Анна-пожилая, которая 40 лет прожила без мужа и уходит в "нижний мир".

В спектакле много метафор: три мира- нижний, средний и верхний. В центре - раздавленное гнёздышко, над головой 500 колокольчиков, которые, опускаясь, звенят. Загон - территория, напоминающее гетто. Под ногами - соль - это и снег, и слёзы, и еда. Декорации не надуманные. Их разработал художник и режиссёр Нижневартовского драматического театра Вячеслав Зайчиков.

Для воплощения снов Анны мы впервые в Югре используем 3D-мэппинг. Фильмы, снятые в 3D, многие уже видели. Так вот эти же технологии мы применим и в нашем спектакле. Их разработали московские художники, которые оформляли постановки спектаклей Кирилла Серебряникова в Большом театре. Сотрудничают они с нами за символическое вознаграждение. Чтобы зритель смог ощутить реальность снов, в зале не будет привычных театральных кресел ...

Правда жизни

- Оборудование такое есть у театра?

- Проектор нам предоставил Концертно-театральный центр "Югра-классик", а также Ханты-Мансийский театр кукол. Мы шьём костюмы, которые носили в 30-е годы ХХ века, разучиваем личные песни. Кстати, несколько сцен будет на хантыйском языке, но зритель всё поймёт без перевода. У нас есть несколько научных консультантов: Евдокия Немысова - по переводам, Тимофей Молданов - наш научный консультант, Татьяна Молданова - консультант по обрядам, снам, Ульяна Шульгина - консультант по костюмам и песням. Обычно действие театрального спектакля развивается поступательно от начала до конца. У нас всё будет иначе, всё перемешано. Спектакль начнётся со сцены, где Анна умирает. Ну, а дальше собственно и будет рассказываться её жизнь...

- Что было самым сложным в работе над спектаклем?

- Самое сложное - способ существования актёров. Три женщины рассказывают, и тут же вступают актёры - поют, танцуют, 3D-мэппинг. Все 12 актёров будут находиться на площадке в поле зрения зрителя. К спектаклю специально Игорем Устиновичем была написана оригинальная музыка. Это уже его второй опыт работы с нашим театром. По московским меркам мы работали над спектаклем очень долго - почти полгода. Нам даже пришлось съездить в экспедицию и поучаствовать в медвежьих игрищах. А как их можно поставить на сцене, если ни разу в жизни не видел?! Актёры тоже не просто исполнители. Все они участвовали самостоятельно в разработке тех или иных сцен, поскольку ставили спектакль мы этюдным методом и так вытаскивали правду жизни. Могу сказать, что три сцены в этом спектакле принадлежат Евгении Молдановой.

- Не получится ли так, что в силу технической сложности на премьерном показе жизнь спектакля и закончится?

- Не думаю так. После успешного выступления нашего театра на фестивале театров финно-угорских народов в Йошкар-Оле мы получили приглашения показать там и "Чёрную песню". В планах показать спектакль в Венгрии, Финляндии и в Санкт-Петербурге.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах