Примерное время чтения: 5 минут
83

Белое иранское пятно

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 25. АиФ - Югра 22/06/2011

Уже нет в живых отважного фронтовика Евстафия Елизаровича Трифонова, но остались его воспоминания о вводе советских войск в Иран летом 1941 года. В военной историографии Иранская акция до сих пор является малоизученной, своеобразным белым пятном.

Иран далёкий и близкий

Официальная версия такова: вступление советских и английских войск в Иран предотвратило замышлявшееся нападение на Советский Союз через Иран, сорвав германские планы на Ближнем и Среднем востоке, обеспечив железнодорожную и морскую связь с Англией и США через Персидский залив.

22 июня 1941 года. В части выходной день. "Мы, сибирские парни, - вспоминает Евстафий Трифонов, - стояли в военном лагере Авчалы на Кавказе. Мы, артиллеристы, ходили к товарищам в стрелковые полки, а они - к нам. Служить оставалось около двух месяцев"...

Тут подбегают два красноармейца и объявляют, что всем нужно быстро идти на построение. В выходные такого не было, особенно у артиллеристов. Когда подбежали, по рядам уже проносилось - "война"! Пообедав, встали в боевой порядок. Лагерь, казарма, все конюшни, пушечный парк - всё опустело. Началась боевая жизнь.

"Через неделю мы были уже в Армении, - рассказывал Евстафий Елизарович, - ближе к иранской и турецкой границам. Тогда я узнал, что такое кавказские горы. Приходилось спускать пушки и зарядные ящики на тормозах, чтобы не улететь в пропасть. Люди внизу, как комары - а мы и до середины горы не спустились. Но рано или поздно оказались внизу, и там я впервые увидел жителей гор - курдов. Государственная граница с Ираном и Турцией шла по реке Аракс, она и сейчас там проходит. Из огневого взвода перевели меня в конную разведку. Дали боевого коня по имени Журжа, седло, бинокль, клинок и карабин".

Стояли рядом с границей. Утром пограничники разминировали мост через реку Аракстак - он был заминирован с иранской стороны - и впервые бойцы ступили на чужую землю.

"К вечеру мы зашли в город Маку, - рассказывал Евстафий Трифонов. - Все дома на замках, народ в горы ушёл. На всём пути поля с бахчевыми культурами - арбузами, дынями. Но командование запрещало что-либо брать - мы и не трогали. Прямо за городом на возвышенности стоят казармы иранских солдат. Но и там никого. На равнине мы расположились на ночлег, задымились солдатские кухни".

Вдруг вскочил кто-то из часовых - увидел, как по дороге в сторону гор бегут взрослый мужчина с подростком. Доложили командиру, и тот отправил красноармейца Маркарьяна, который мог говорить на их языке. Маркарьян крикнул - бегущие встали. Выяснилось, что жители ушли в горы, так как им сказали, что русские будут грабить и насиловать. Мы их успокоили, сказали, что никто не тронет. Отец с сыном пошли в горы к своим.

"Рано утром ребятишек в городе уже полным-полно, будто и не уходил никто, - вспоминал Евстафий Трифонов, - а вот взрослых мало. Дети нам сигареты, спички протягивают - то ли угощают, то ли продают. Но у нас немного иранских денег было, мы покупали. Опять идём мимо бахчи - слюнки текут. Но терпим. И тут рабочие нас догоняют с какими-то мешками. Встают, раскрывают их, достают арбузы и начинают их нам кидать на ходу. Мы ловим, режем, угощаемся. Рабочим улыбаемся, благодарим их".

Почувствуй себя шейхом

К вечеру прошли город Хой и встали лагерем. Должны дальше двигаться - но на пути стали появляться банды, нападающие на шофёров, везущих грузы в часть. По всему пройденному пути рассредоточили бойцов. Иранцам приказали сдать оружие. Те приносили сразу по несколько винтовок. Нападения прекратились.

"Однажды нам привезли кино - фильм "Моя любовь", - вспоминал Трифонов. - Показывали его на улице. Командиры сказали, что если придёт местное население, то пропускать их вперёд. Сначала пришли мужчины. Потом подтянулись ребятишки - те прямо на полотно лезли. А потом и женщины стали подходить. Никто из иранцев никогда до того случая кино не видел. А однажды на одной из высоких гор обнаружили мы три котлована, как ванны, водой наполненные. Лейтенант говорит: сюда ездил принимать ванны сам иранский шейх - и мы примем. Разделись мы и прыгнули в котлован - а там сквозь щель на дне вода тёплая бьёт, а когда "ванна" заполняется, то вода сливается по склону горы. Несколько раз мы ещё сюда приезжали, чтобы почувствовать себя "иранскими шейхами". И с этой же высоты мы потом наблюдали, как выезжают из Ирана немецкие войска. Как сказали командиры, наше присутствие обеспечило безопасность границ Советского Закавказья. Взяли мы в Иране завод по выпуску оружия и много закупленного немцами хлопка. Через некоторое время нам было приказано выйти из страны. И той же самой дорогой мы вернулись на родину, вывезя с собой немецкий пулемётный завод, располагавшийся на Иранской территории".

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах