В музыкальных кругах всё большую известность получает имя композитора Владимира Шесталова. Недавно он защитил диссертацию на звание кандидата искусствоведения.
Каждому обряду-свой инструмент
- Владимир Иванович, что и говорить, не часто композиторы защищают диссертации...
- Чтобы её защитить мне понадобилось почти 20 лет. Я начал собирать фольклор обских угров уже будучи сотрудником окружного Центра культуры и искусства народностей Севера. Вместе с Эмилем Косполовым и Эльвирой Мальцевой мы создали ансамбль "Витсам" ("капелька"), который пропагандировал песенно-музыкальное искусство народов ханты и манси. Благодаря ему я познакомился с исполнителями народных песен казымских и сургутских хантов, сосьвинских манси. Во многом именно они подвигли меня на создание музыкальных произведений.
- Ваша диссертация посвящена музыкальной инструментальной традиции и драматургическим особенностям медвежьего праздника обских угров. Мне всегда казалось, что этот праздник исследован уже достаточно хорошо...
- Вы знаете, исследования были разные. В культуре многих древних народов образ медведя был одним из главных. Это чётко прослеживается в мифологии как славян, так и народов Севера, Сибири, Дальнего Востока, в том числе и у финно-угорских народов ханты и манси. И у каждого есть свои этнические особенности.
Впервые описания музыкального фольклора были сделаны участниками Второй Камчатской экспедиции ещё в 1733-34 гг. Финские и венгерские исследователи 19 века собрали большой научный материал по языкам и культуре... А вот музыкальную составляющую медвежьего праздника серьёзно никто не исследовал.
Между тем это и есть самое интересное - на основе современных и архивных записей выявить, какие инструменты используются в обряде медвежьего праздника, каковы их функции. Ведь медвежий праздник обско-угорской традиции состоит из множества обрядов, каждый из которых предполагает использование своих музыкальных инструментов. Очень много импровизации. К ранее известным 35 наигрышам я добавил ещё 33. Это и наигрыши, посвящённые медведю, и наигрыши божественным духам обско-угорского пантеона, наигрыши плясок зверей и птиц, танцев охотников... Нотный материал, который я собрал, можно использовать при обучении игре на национальных инструментах и воссоздании народных традиций.
Первая симфония манси
- Сейчас в основном звучат только санквылтапы (нарс-юхи), бубны и варганы. Неужели это всё?
- Очень рад, что эти инструменты стали востребованы, что игре на них обучают в музыкальных школах и школах искусств. На самом деле народных инструментов значительно больше. Это и дуговая арфа, более известная как "лебедь" или "журавль", смычковая лютня (нин-юх), различные трещотки, посохи, стрелы. На медвежьих праздниках часто использовались самые разные подвески-погремушки, бубенцы, свистки, дудки, пищалки, манки, которые изготавливались из дерева, тростника, кости или пера.
- После защиты диссертации у Вас появится больше возможности заниматься творчеством...
- Работа над диссертацией не мешала, а скорее помогала. В 2007 году я написал симфоническую миниатюру "Легенда о Сорни-най", которая стала первой симфонической музыкой народа манси. В 2010 году специально к 80-летию нашего округа была написана инструментальная картина "Посвящение Югре". Мне приятно, что мои произведения вошли в репертуар ансамбля "Консоне" (рук. Юрий Мухарлямов), детского симфонического оркестра Центра искусств (рук. Андрей Пискунов) и др. Когда-то русский композитор Глинка сказал, что музыку сочиняет народ, а мы её аранжируем. Так вот у меня эти задатки появились благодаря тому, что я знаю много хантыйской и мансийской музыки. Конечно, на написание музыки вдохновляют и замечательные творения композиторского искусства Э.Грига, П. Чайковского, С. Рахманинова.
Досье
Владимир Шесталов родился в 1964 г. в Тюмени. В 1987 г. переехал в Ханты-Мансийск. Имеет два высших образования: музыкальное и гуманитарное. Культуролог. Работает преподавателем в Центре искусств для одарённых детей Севера. Мансийский композитор, автор нескольких вокальных и инструментальных произведений.