Разговоры о том, что компания "Когалымавиа" прекращает регулярные перевозки в Югре, вызвали разноплановую реакцию. Одни высказались в духе: "Самолёты горят - компания недорабатывает, пусть уходит", другие зачесали в затылке: "Меньше компаний в округе - выше цены на перелёт". Отчасти правы оказались и те, и другие.
Путь в небо закрыт
Справочная сургутского аэропорта, откуда летали борты "Когалымавиа", поведала, что авиакомпания прекращает регулярные перевозки в Югре с 1 октября. Билеты до Анапы и Краснодара, выкупленные пассажирами ранее, распределены по рейсам других авиакомпаний. "Когалымавиа" закрывает представительство в Югре и продаёт офис.
Злополучная авиакомпания в последнее время не сходила со страниц хроники происшествий. Самое громкое - возгорание на взлётной полосе Ту-154. Результатов расследования катастрофы, кстати, нет до сих пор.
Сейчас перед компанией не стоит задачи совсем уйти с югорского рынка перевозок. Основательный парк вертолётов, незаменимых в условиях севера, всё же намерены сохранить.
Новая госполитика, касающаяся смены парка устаревших отечественных лайнеров, подлила масла в огонь. С 2012 года по новым требованиям право поднять свои лайнеры в небо оставят за собой только пять перевозчиков: объединённый с ГТК "Россия" Аэрофлот, "Трансаэро", "Уральские авиалинии", "Сибирь" и "Ютэйр".
Не выдержали конкуренции?
Однако эксперты говорят, что "Когалымавиа" оставил свои позиции в небе Югры по другим причинам. "Уход с рынка не связан с трагедией, произошедшей в начале года, - заявил генеральный директор сургутского аэропорта Евгений Дьячков. - Не связан и с заявлениями президента после трагедии в Ярославле. Просто мы видим финал, к которому компания шла давно. Думаю, они просто не выдержали конкуренции".
Тем не менее, встаёт вопрос: а что будет с рынком перевозок вообще после президентских инициатив? После крушения "Булгарии" все бросились списывать старые суда, после авиакатастроф на орехи досталось отечественным Ан-24 и Ту-134. Осталось только запретить российские автомобили после сотен ДТП. Да и в технике ли дело?
"Мы работаем в тех условиях и правовых рамках, которые создала нам система, - убеждён генеральный директор УК "Юграавиа" Анатолий Тулинов. - Может, её сначала и надо менять? Конечно, плохо, что исчезают авиакомпании. Но мы в Югре уже дошли до того, что аэропорты исчезают".
Уход с рынка авиаперевозок крупных компаний неизбежно приведёт к монополизации. Отдалённые посёлки, куда добирались трудяги Ан-24, будут попросту недоступны, или компании установят такие цены на полёт туда иностранных машин, что термин "труднодоступность" приобретёт новое значение. А югорчанам остаётся только смотреть в небо - больше помощи ждать неоткуда...