Человеку издревле было свойственно украшать своё жилище самыми разными предметами. У обских угров для этого имелось не так много возможностей.
Их рациональное мышление приспосабливало к быту то, что могло вырасти в условиях сурового климата. Даже озёрную и болотную траву, камыш. Из весьма незатейливого, фактически бросового растительного материала, а иногда из тонких прутьев кустарников и деревьев, северные народы плели циновки. Семинар по их изготовлению организовали сотрудники Этнографического музея под открытым небом "Торум Маа".
Почти забытое искусство
Кто научил обских угров плести циновки - история умалчивает. Версии самые разные. Возможно, технологию изготовления они позаимствовали у татар или других тюркских народов. Но известно, что обские угры владели секретами крапивного ткачества, а ткацкий станок значительно сложнее станка для плетения циновок.
Исследователь Сибири финский ученый Ууно Таави Сирелиус в одном из своих научных трудов написал о циновках обских угров так: инструменты просты, а изделия совершенны. И это при том, что материалом для их изготовления служили осока, ситник, пырей и камыш.
Плетение циновок было домашним ремеслом, которым занимались исключительно женщины. Чаще всего циновки использовали для утепления спальных мест. Как описывал финский лингвист А. Каннисто, в чумах на землю сначала стелили берёсту, на неё накладывали камышовые циновки, а поверх них - оленьи шкуры. В бревенчатых домиках циновки использовались в качестве ковров, которые крепили к стене выше спальных нар. Иногда циновками прикрывали различные припасы или вместо скатерти накрывали стол. Но известен такой артефакт, найденный в постройке ХIV века, - стелька из травяной циновки и подошва от берестяного башмака.
Музейные архивы пополнились новоделом
Вообще-то в музейных коллекциях Югры циновки встречаются редко. Вот и решили сотрудники "Торум Маа" восполнить этот пробел. На семинар были приглашены специалисты из Сургутского, Нижневартовского и Берёзовского районов, владеющие разными техниками плетения. Ну а их учениками стали сами сотрудники музея и учащиеся технолого-педагогического колледжа Ханты-Мансийска.
"Циновки в моей семье - это часть нашего традиционного быта, - рассказывает народный мастер России из п. Аган Фёкла Бондаренко. - Они у нас всегда были. Мы их плели из пырея, а ковры - из тростника. Сейчас, к сожалению, многие озёра в нашем регионе осушены. Насеяли рогоза. Но мы его тоже используем в полном объёме".
В 2007 г. Фёкла Семеновна получила грант на возрождение технологии изготовления циновки "Якын" из камыша на станке. Во время проведения 5 Всемирного конгресса финно-угорских народов, который проходил в 2008 г. в Ханты-Мансийске, в городе мастеров можно было наблюдать за работой мастера. Сейчас к этому виду ремесла приобщились многие аганцы, посещающие районный межпоселенческий Центр народных промыслов и ремёсел.
А вот Надежда Метельская, работающая в Центре национальной культуры д. Русскинская, изготавливает циновки "Якан пом" из озёрной травы не на станках. На семинар в Ханты-Мансийск она привезла брошюру, которую она подготовила вместе с Еленой Лебедич. В ней показаны способы плетения циновок тромаганскими ханты не только из травы, но и берёсты, и прутьев.
Ещё один мастер-класс провела народный мастер России Зоя Лозямова. Она учила участников семинара изготовлению простейших циновок из ситника, которые плели северные ханты. Эти циновки в основном стелились на нарты. По окончании семинара все циновки, которые были изготовлены мастерами и учениками, были переданы в фонды Этнографического музея "Торум Маа".