Примерное время чтения: 4 минуты
225

В «Торум Маа» изготавливают предметы из бересты

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 39. АиФ-Югра 26/09/2013

Уверен, большинство читателей ответит: «Не нужны!». И совсем другое скажут те, кто занимается изучением и сохранением традиционной культуры.

Не хватило пяти дней

«Такие забавы мне по душе» – сказал Анатолий ХОМЯКОВ на закрытии научно-практического семинара «Рыболовные снасти и берестяная утварь обских угров...». Анатолий Николаевич много лет назад организовал в родном селе Половинка этнографический музей, где собрал предметы быта и традиционного уклада жизни кондинских манси. Несмотря на свой солидный возраст, а ему уже пошёл девятый десяток, Анатолий Хомяков с большим желанием откликнулся на предложение сотрудников этнографического музея под открытым небом «Торум Маа» провести мастер-класс по изготовлению традиционной мансийской ловушки для ловли рыбы – камки. «Жаль, что доделать не успел», – посетовал мастер. Пяти дней, запланированных на семинар, было недостаточно! И это притом, что с утра до вечера все трудились, не покладая рук. Правда, в подмастерьях у Хомякова оказался лишь сотрудник музея Никита ПАРТАНОВ, который, поучившись у мастера, планирует изготовить такую ловушку и установить на своих угодьях.

«Наши сотрудники с удовольствием учатся у мастеров, – рассказывает зам. директора музея по научной работе Эрика СУРГУТСКОВА. – Практически все они – представители национальной культуры. Они говорят: «Это моя культура, и я хочу больше о ней знать».

Всякая всячина

Помимо Хомякова, в окружную столицу приехали знатоки традиционной культуры из Берёзовского, Нижневартовского и Ханты-Мансийского районов.

Учительница Тегинской средней школы Галина КУРГАНОВА смастерила целый ворох необходимых для хозяйства предметов из бересты. И кузовки-набирушки для ягод, и туески для хранения сыпучих материалов, и большие блюда для рыбы или хлеба.

Народный мастер России из Корликов Жанна ХОХЛЯНКИНА тоже делилась опытом создания домашней утвари из бересты. Но изделия были совершенно другими! Они отличались не только формой, но и орнаментами. Если у Галины они были строго геометрическими, то у Жанны – произвольной формы.

«Мы уже не знаем, что обозначают эти орнаменты – говорит Жанна Хохлянкина. – Я смотрела, как их выскабливала моя мама. Мне кажется, это тропы охотника».

Целой династией была представлена семья Кондиных. Юрий Григорьевич вместе с сыном Вячеславом и сватом Рудольфом МЕРОВЫМ сделали очень редкую хантыйскую ловушку для рыбы – рукав. Из обихода такие исчезли ещё в середине ХХ века. «Если бы мы жили в деревне, – говорит сотрудник музея Вячеслав КОНДИН, – то мы бы рыбачили такими ловушками. Деревенские жители знают, когда рыба поднимается, когда уходит. А в городе проще ловить провязами».

Участники семинара познакомились не только с технологиями изготовления предметов. Учёные-этнографы из Санкт-Петербурга и Ханты-Мансийска рассказали мастерам о локальных особенностях в декорировании берестяных изделий, разновидностях орудий лова обских угров, этических нормах в рыболовной культуре.

«Одно дело, когда ты изучаешь предмет по чьим-то описаниям или пытаешься понять, как он был изготовлен, имея перед глазами готовый предмет, – говорит ст. научный сотрудник Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого из Санкт-Петербурга Елена ФЁДОРОВА. – И совсем другое, когда сам участвуешь в технологическом процессе».

Около 50 берестяных предметов и рыболовных ловушек, изготовленных в процессе семинара, пополнили фонды музея этнографического музея «Торум Маа».

Его сотрудники планируют продолжить практику проведения таких семинаров и следующий посвятить мужским и женским ремёслам.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах