С какими проблемами столкнулись автошколы Югры? И как это отразится на стоимости учёбы?
В чём смысл?
Из десятка автошкол Сургута сейчас набирают учащихся только две – ДОСААФ и учебно-курсовой комбинат «Торг-Авто». Только им на данный момент удалось согласовать в окружном Управлении ГИБДД свои программы подготовки водителей. Но и для них эпопея с новыми требованиями ещё не закончилась – к ним скоро приедут с проверкой: будут смотреть на материально-техническую базу и автодром. Если проверяющих всё устроит, автошколы получат положительное заключение.
Повезло тем югорчанам, кто успел записаться на обучение до 11 августа, когда новые требования вступили в силу. Они теперь учатся. Остальные ждут.
Требование, которое автошколам выполнить сложнее всего – оборудовать автодром по всем правилам. Он должен быть площадью не меньше 25 соток, с разметкой, с дорожными знаками, имитирующими уличный перекресток. По мнению ряда директоров автошкол, смысла в этом мало.
«Автодром – это хорошо, конечно. Но у нас большую часть года снег лежит – зачем нужна разметка? – рассуждает директор сургутской автошколы «Новолик» Александр Ли. – Да, можно почистить. Но дороги-то у нас толком не чистят. А водителю придется ездить по реальным дорогам. По автодрому и медведь проедет. А по улице никто сразу не сможет».
Согласен с коллегой и исполнительный директор ЧОУ «Перспектива» Александр Беспалов. «Автодром нужен для отработки первоначальных навыков – как передачу включать, как трогаться, – говорит он. – А учиться надо в городе, в условиях реального движения».
А вот в автошколе «Чайковского» в Ханты-Мансийске, наоборот, считают, что ничего сложного в оборудовании автодрома нет – да, знаки пришлось покупать, а разметку на асфальте мужики-инструкторы нарисовали сами.
Людей жалко
Еще одно требование, вызывающее недоумение у директоров автошкол, – образование инструкторов. Оно должно быть высшим или средним профессиональным.
«Это получается, что девочка-учительница начальных классов у меня может работать. А водитель со всеми категориями и 25-летним стажем – нет? И я его теперь выгонять должен? – недоумевает Александр Ли. – Нельзя же так быстро вводить эти требования. Дали бы срок 3-5 лет, чтобы люди могли выучиться. Жалко же людей».
Кроме того, сейчас автошколы должны иметь специальный аппаратно-программный комплекс для тестирования психофизиологических качеств учащихся.
«Зачем он нам нужен? – риторически спрашивает Александр Беспалов. – Каждый учащийся перед обучением проходит медкомиссию. В его справке указано, что он здоров и может управлять автомобилем. Что мы тут ещё должны тестировать? Если уж они там считают, что такие комплексы нужны, то пусть они будут в медицинских учреждениях».
Нужно покупать еще и манекенов для занятий по оказанию первой медицинской помощи. Каждый из них стоит 40-50 тысяч рублей. И заказать их можно только в Москве. А большинство автошкол сейчас сидят на голодном пайке, потому что учащихся набирать пока не могут, а надо платить и зарплату сотрудникам, и налоги, и за «коммуналку».
Цены вырастут
Все сходятся на том, что из-за новых требований стоимость обучения придётся увеличить. Так, в сургутской ЧОУ «Перспектива» можно было выучиться на категорию B за 28,5 тысячи рублей. Сейчас там считают, насколько нужно повысить цену, чтобы остаться на плаву. Например, сургутская автошкола ДОСААФ, которая уже согласовала свою программу в ГИБДД, объявила, что обучение на отечественных машинах с механической коробкой обойдётся в 38 тысяч. А на иномарке с «автоматом» – все 40.
В ГИБДД же считают, что не все автошколы Югры смогут продолжить работу.
«Процентов 20 автошкол могут закрыться, – считает замначальника отдела надзора окружного Управления ГИБДД Вадим Горбунов. – Покажет проверка материально-технической базы на предмет соответствия».
Надо понять, чему учить
Олег Смолин, депутат Госдумы от КПРФ, первый зампред Комитета по образованию:
– Сейчас фактически в стране остановилась подготовка водителей. Остановилась по причине новых нормативных правовых актов. Мы попросили премьер-министра Дмитрия Медведева поручить ответственному за это направление первому заместителю председателя Правительства Игорю Шувалову встретиться с экспертным сообществом для того, чтобы попытаться разъяснить, как на самом деле надо было бы улучшать подготовку водителей в нашей стране.
Напомню, 90% всех автошкол России остановились, потому что не имеют автоматизированных автодромов. Но во всём мире автоматизированные автодромы себя не оправдали. В наиболее продвинутых странах первичная подготовка водителей во многом ведется на компьютерных тренажёрах. Главное – научить водителя ориентироваться в конкретных городских условиях, а не парковаться на автодроме.
Получили адреналин
Павел Чайковский, директор автошколы (Ханты-Мансийск):
– Плюс этих нововведений в том, что все автошколы взбодрились – руководители получили хороший адреналин. Тем, кто и раньше относился к работе ответственно, ничего не грозит. А вот автошколам, которые так можно называть лишь в кавычках, конечно, придётся туго.
Тем не менее, непонятны некоторые требования. Например, нужны стенды, плакаты с наглядным материалом. А зачем, если у меня есть проектор? Я и на экране могу всё показать. Кроме того, сейчас разрешено учиться на машине с «автоматом». А методика приёма экзамена на нём всё ещё не утверждена. Придёт человек – хочу, мол, на «автомате» учиться. Я обязан такую услугу оказать. Без проблем. Но чтобы он смог сдать экзамен, я ему ещё должен дать 16 часов обучения на «механике». И права он всё равно получит обычные, только за обучение больше заплатит.
Нужно дать время
Ольга Белоножкина, уполномоченный по правам предпринимателей в Югре:
– Требования к материально-технической базе автошкол одновременно оправданные и жёсткие. Оправданные – так как позволяют обеспечить высокое качество обучения. Жёсткие – так как учебное заведение должно соответствовать большому количеству критериев. И в настоящее время, со слов предпринимателей, немногие автошколы им соответствуют.
Отдельные предприниматели работают от 10 до 30 лет, имеют оборудованные автодромы, ценные навыки и хорошую деловую репутацию. Подобные учебные заведения социально значимы, особенно с учётом количества рабочих мест. Но даже они не могут соответствовать новым требованиям – для приобретения недостающего инвентаря, оборудования и наглядных пособий необходимы время, деньги и требуемые предметы в наличии.
Между тем, нормативный акт не предполагает времени, в течение которого предприниматели могли бы выполнить требования. А сделать это заранее они не могли в том числе и ввиду отсутствия должного информирования о грядущих изменениях.
Всё это влечёт риск закрытия ряда автошкол, и, как следствие, социальной напряжённости, дефицита услуги. В этой связи, представляется целесообразным дать предпринимателям срок в пределах шести месяцев, в течение которого они смогут исполнить законные требования.