«…Против сибирского холода грязь служит самою лучшею защитою…»
Домашняя жизнь и внутренняя обстановка дома или чума, хотя и бедна, однако в общем мы нашли её лучшею, чем ожидали по описаниям путешественников. Зуев описывает остяков настолько нечистоплотными, что они будто никогда не моются; Кон идёт ещё дальше Зуева, а Поляков уверяет, что остяка слышно издали по невыносимому зловонию! Такое мнение мне кажется чересчур преувеличенным и основанным на исключениях. Хотя нельзя отрицать, что в рыболовных местностях, именно перед окончанием промыслов, пахнет не особенно аппетитно, но это зловоние происходит от известных обстоятельств.
Что деревянные избы, также как и чумы остяков, имеют приличный, чистый вид, я упоминал не раз. Самый образ жизни предохраняет от скопления нечистоты, так как летом рыбный промысел приводит в беспрестанное соприкосновение с водой, что зимою может быть уже весьма редко. Но против сибирского холода грязь служит самою лучшею защитою, и этого нельзя не принять во внимание.
Что чувствительное обоняние неприятно поражается присутствием остяка, это весьма возможно, но запах этот впитывается в одежду подобно саже в одежде трубочиста. Меховое платье, к сожалению, стирать нельзя, а потому в нём разводится множество насекомых, которыми прародители наши были так же богаты, как остяки и самоеды, и которые перевелись, или, по крайней мере, уменьшились, вследствие «стирки». Очень практичны против этих мучителей выделанные из выгнутого оленьего рода скребки для спины. Надо, однако, сознаться, что в дело пускались иногда и зубы, но это подражание обезьянам можно извинить недостатком орудий истребления.
Способ питания
Способ питания также прост, как и домашняя обстановка. Кроме рыбы, различные способы приготовления и сушения которой подробно описывает Зуев, главной пищей служит им оленье мясо и различная дичь. Некоторые виды животных в известных местностях считаются нечистыми: например, гагара. Лакомым кусочком, по словам Полякова, считается желудок белки, наполненный кедровыми орехами, и, вероятно, совершенно основательно.
Печёный хлеб составляет необходимую пищу остяков и самоедов; едят его, как рассказывает Поляков, с рыбьей икрой и кровью. Овощи, за исключением разных ягод, которые едят с жиром, играют очень незначительную роль в их хозяйстве. Женщины, как лакомство, жуют берёзовую [так в книге – Я.Я.] смолу. Если туземцы не сеют хлеба, то это происходит чисто от климатических условий, а потому Кон совершенно неосновательно ставит им это в укор; он должен был бы знать, что и русские на Печоре покупают хлеб в более южных местностях.
«Питье остяка – водка», – говорит Поляков, но забывает прибавить: «в торжественных случаях». В обыкновенное же время остяк довольствуется водою. Насколько остяки и самоеды любят табак, я уже упоминал: они такие же страстные курильщики, как и нюхальщики. Ими самими растираемые листья нюхательного табаку они смешивают с золой берёзового трута. Нередко приводилось мне также видеть, как они, взяв здоровую порцию табаку из своего табачного рожка, клали его в рот и жевали. По словам Полякова, они также примешивают нюхательный табак в водку, чтобы придать ей ещё более опьяняющие свойства. Высшая степень опьянения известна у них под названием «корейта-унда».
Для высекания огня употребляют они обыкновенно сталь и кремень, а также превосходный трут (по-остяцки зан), собираемый ими с берёзы.
«Главные промыслы этих народов…»
Главные промыслы этих народов мы уже знаем – они заключаются в рыболовстве. Рыболовством занимаются преимущественно остяки, живущие на Оби, между тем как самоеды занимаются более оленеводством. Впрочем, никто не занимается исключительно одним промыслом: каждый рыболов, смотря по времени года, расставляет западни, разводит оленей, по крайней мере, насколько позволяет тундра, так как без последних он обойтись не может…
Что касается охоты, то мы, благодаря времени года, видели собственными глазами только снаряды, очень разнообразные. Мы слышали, между прочим, что остяки самые предприимчивые и неутомимые охотники в лесных местностях; сюда они отправляются зимою на лыжах и, таща за собой сани со съестными припасами, выслеживают диких зверей и остаются в лесу по нескольку дней. Как они могут, не замерзая, проводить по нескольку ночей под открытым небом, при жестоких зимних холодах, рассказывает Гофман. Впрочем, остяки ловят более западнями, в которые попадают даже лоси; но во время оттепели, когда снег плохо держит тяжёлых животных, они преследуют их на лёгких лыжах и убивают.
Медведя остяки отыскивают в берлогах и овладевают им посредством самострелов и тому подобных снарядов. Об охоте в первобытных лесах сообщает г. Поляков и приводит цифровые данные. Так один остяк в течение двадцати пяти лет убил 200 лосей, 300 оленей и 300 соболей; другой вместе с товарищем в полтора месяца убил двух лосей, 6 оленей, одного соболя и 225 белок. Кастрен сообщает, что годовая добыча одного охотника состояла из 150 белок, 4 соболей, нескольких лисиц, волков, оленей; между тем, как Миддендорф упоминает о другом, в целую зиму убившем лишь 20 белок и умиравшем с голоду. Из вышесказанного следует заключить, что в иные годы добыча охоты может быть очень скудной, так как вообще дичи здесь далеко не так много, как обыкновенно полагают. К этому могу ещё прибавить, что мы встречали многих туземцев, которые ни разу в своей жизни не только не убили ни одного медведя, но и не видали его.
Из многих охотничьих суеверий упомяну лишь об одном, приводимом Зуевым, а именно: чиханье утром перед охотой предвещает неудачу, т.е. как раз противоположное примете в наших местах.
Как киргизы, с нашей точки зрения, плохие скотоводы, так остяки и самоеды тундры – плохие оленеводы. Оленем по-русски называют также и благородного оленя, но тем многочисленнее названия, которые дают первому туземцы, смотря на возрасту и полу, что доказывает, какое важное значение имеет для них это животное. «В жизни самоеда олень составляет всё», – говорит Шренк, которому мы обязаны лучшим их описанием… От Шренка же мы знаем, что зыряне наилучшие оленеводы и далеко превзошли в этом туземцев.
Продолжение истории, а также записки иностранцев в Сибири читайте каждый вторник в рубрике «ИНОСТРАНЦЫ О ЮГРЕ И ЮГОРЧАНАХ».