aif.ru counter
06.06.2012 14:49
Екатерина МАКСИМОВА
72

Об экстремалах, нефти, стойбищах и хаскотерапии

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 23. АИФ-Югра 06/06/2012

Возможности и инфраструктура

 

Ещё лет десять тому назад казалось, что в Югру поедут либо экстремалы, либо спортивные фанаты - тогда в столице округа только-только начинали проводить первенства по биатлону. Однако, власти Югры вовремя поняли, что не нефтью единой будет жить округ, и предприняли все необходимые меры для развития здесь сферы путешествий.

Согласно предварительным данным, предоставленным сотрудниками департамента природных ресурсов и несырьевого сектора экономики, в 2011 году автономный округ посетили свыше 429 тысяч человек. 60% из них приехали с целью делового туризма. А если сравнивать с показателями 2010 года (в позапрошлом году Югру посетили 292,26 тысяч туристов), мы увидим, что интерес к нашему древнему краю растёт. В регионе практически с «нуля» создана необходимая инфраструктура, и путешественникам есть на что посмотреть, и чем заняться.

Сегодня на территории автономного округа действуют 128 туристских компаний, из которых - 84 агентства и 26 экскурсионных бюро. Восемнадцать туристических организаций состоят в федеральном реестре туроператоров и имеют финансовую гарантию.

Жителям и гостям округа предлагается более 286 туристских программ, из которых 37 – экологической и этнографической направленности, 6 круизных (речных) маршрутов.

В этом году, с января по март, в регионе побывало около 130 тысяч туристов, из них 4,5 тысячи - иностранные граждане. То, что основная масса гостей посетила такие события как международный кинофестиваль дебютов «Дух огня» и Финальный этап Кубка мира по биатлону, лишний раз доказывает, что в Югре идут по правильному пути поиска бренда.

Сегодня лишь сложная транспортная инфраструктура и высокая ценовая политика пассажирских транспортных компаний создают проблемы для развития отрасли: именно из-за этого повышается стоимость туров в Югру.

Тур на месторождение

Читатель знает, что на Приполярный Урал, богатый водными и лесными ресурсами, стремятся любители рыболовно-охотничьих туров, активного и экстремального туризма. Но не только охота, рыбалка, скалолазание и сплав по горным рекам могут привлечь гостей в округ.

фото: Russianlook.com

Югра интересна тем, что это - нефтедобывающий регион. Но лишь малая часть жителей округа смогла когда-либо побывать на месторождении, сфотографироваться на фоне качалок и облететь буровую площадку на вертолёте. А об европейцах и говорить нечего: наверное, считают, что здесь текут нефтяные реки, из которых нефтяники вёдрами черпают «чёрное золото». Шутки шутками, но именно ойл-туры «Звёздные меридианы Югры» в последнее время становятся перспективным видом туризма. Уже много желающих воспользоваться редкой возможностью побывать на нефтяных промыслах крупнейших в России компаний – «Сургутнефтегаз», «ЛУКОЙЛ», «Роснефть», увидеть предприятия и производственные мощности региона-лидера топливно-энергетической сферы.

Вы ещё не были на стойбище?

Человек не был бы человеком, если бы активно не интересовался жизнью других народов. Югра всегда привлекала путешественников своей неповторимостью и непохожестью на другие страны. Свыше трёх тысяч лет здесь существует отличная от нашей цивилизация - культура обских угров. Промыслы, верования, фольклор и обычаи ханты и манси, интересны не только этнографам, но и многим европейцам, которые имеют с аборигенами севера общих предков: в частности, венгров и финнов. Живой пример - «Бурановские Бабушки» из Удмуртии. А сколько талантливых югорских бабушек могут показать туристам свои таланты?

Поэтому не случайно, что в соответствии с региональной целевой программой «Социально-экономическое развитие коренных малочисленных народов Севера Ханты-Мансийского автономного округа в 2011 – 2013 годах», особое внимание уделяется именно этнографическому туризму.

Этнический туризм в Югре имеет свои характерные особенности, например, существуют краеведческие и этнографические музеи под открытым небом. Одним из способов поддержки этнотуризма являются гранты Правительства автономного округа.

В прошлом году такую поддержку получили восемь проектов. Сумма составила 12 млн рублей. Этнотуризм - не только сфера путешествий, но и целая сфера экономики, которая помогает решить проблему трудозанятости представителей коренных малочисленных народов.

На протяжение последнего десятилетия государственные и общественные структуры Югры ведут активную деятельность по возрождению и сохранению народных ремёсел. В настоящее время в этой сфере занято около 2 тыс. человек. На территории округа работает 24 организации: центры народных художественных промыслов и ремёсел, центры национальных культур, предприятия промыслов.

Сельское подворье и «хаскотерапия»

Свидетельством того, что власти региона смогли создать благоприятный климат для развития туристических фирм, может случить история компании «РусТурСервис» (пгт. Белый Яр»), которая была удостоена в 2011 г. национальной туристической премии им. Ю.Сенкевича за «Лучший маршрут для людей с ограниченными возможностями».

«Мы очень интересно создали свою фирму, - рассказывает исполнительный директор предприятия Александра Изотова. - Четыре подруги собрались активно отметить Новый год. Хотели поехать в национальную деревню, пожить в деревенском доме.

фото: Russianlook.com

Мы обзвонили компании, но никто не смог нам предложить ничего интересного. Тогда мы всё организовали сами, и, захватив «своего» Деда Мороза, поехали в деревню Русскинская, где заранее приготовили дом».

Женщины недоумевали, из-за чего во время их пути несколько раз у «Буранов» глохли двигатели. Экстремалки лишь потом поняли, в чём дело: на улице был «всего лишь» 47-градусный мороз. Этот полезный опыт и натолкнул подруг на идею создания своей турфирмы. В 2009 г.компания «РусТурСервис» официально начала работу. В 2010 году предприятие получило грант окружного фонда поддержки предпринимательства, на который купили снегоход «Ямаха». Признание компания получила за организацию отдыха для людей с ограниченными возможностями.

«В нашей фирме более половины сотрудников - люди с ограниченными физическими возможностями, - рассказывает исполнительный директор компании. - Для того, чтобы разработать этот проект, мы собрали и «колясочников», и тех, кто может сам передвигаться, и вывезли в тур по маршруту «Сургут-деревня Русскинская». Мы попросили, чтобы они честно рассказали, где им удобно, а где - нет. Где надо сделать место для санитарной остановки, где нужны пандусы, где остановиться на чайную паузу. На рыболовной базе, например, наши сотрудники попросили сделать дорожки поровнее, чтобы было легче передвигаться на протезах и колясках. В результате, при разработке этого тура мы учли все мелочи».

Кроме людей с ограниченными возможностями, компания привлекает к работе и подростков от 14 до 18 лет, которые занимаются изготовлением сувениров из бересты и бисера.

Кроме того, в «РусТурСервисе» реализуют проект «Сельское подворье». Желающим примерить на себя жизнь деревенского обывателя предоставляют настоящий сельский дом, с домашними животными. Придётся самому топить баню, дом, доить козу или корову, - всё по желанию.

Ещё один проект связан с разведением собак породы хаски - руководство компании планирует построить питомник. В планах его использования - и школа каюров, и занятие ездовым спортом, а так как хаски начисто лишены агрессии по отношению к людям, - создание реабилитационного центра для детей с ограниченными возможностями «Добрый волшебник». «Хаскотерапия» улучшает, например, состояние детей, больных детским церебральным параличом.

Смотрите также:

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах
Роскачество