Окружные концертные залы должны работать в первую очередь для местных музыкантов, а не для приезжих гастролёров, считает художественный руководитель Духового оркестра Югры Сергей СВИРИДОВ.
На днях молодой коллектив отпраздновал свой первый юбилей - пять лет творческой жизни. Отметили праздник концертом в большом зале КТЦ «Югра-Классик».
Такая разная «попса»
- Сергей Валерьевич, в вашем коллективе 40 музыкантов. Этого достаточно, чтобы воплощать в жизнь все ваши дирижёрские замыслы?
- Мы - филармонический коллектив. И если говорить об исполнении высокохудожественных произведений, то мне зачастую не хватает 5-15 «голосов», чтобы полностью воплотить замысел композитора, раскрыть всю палитру чувств. Впрочем, ещё пять лет назад оркестр состоял из 15 штатных единиц, и на этом фоне мы выросли в три раза. Большинство наших музыкантов – в недавнем прошлом выпускники консерваторий нашей страны. Основной чертой оркестра является его молодость.
- В Москве вы работали для публики, подготовленной к серьёзной музыке. Насколько готов к ней югорский слушатель?
- Пока сложившейся аудитории нет. Мы стараемся прививать интерес к классической музыке постепенно. Пытаемся охватить как можно большую аудиторию. Держим демократические цены на билеты - в пределах 100-200 рублей. Духовой оркестры Югры на концертах может играть песни Майкла Джексона, джазовые произведения, а также произведения великих классиков. В репертуар постепенно включаем более сложные композиции.
- Всё же духовому оркестру приходится «опускаться» до «попсы»?
- Это лишь термин, означающий популярную музыку. А она бывает разной. Например, Рахманинов или Чайковский – это тоже популярная музыка. Они уже давно стали классиками, но достаточно популярны. Нужно слушать разную музыку: только сравнивая, можно понять, что нравится.
Хрусталь и мрамор
- В Югре никогда не было духового оркестра. Сложно быть первыми?
- Непросто. Сейчас постепенно отходят от дел 70-80-летние мэтры, им на смену приходят 50-летние музыканты – наши учителя. Мы - следующие. Чтобы быть достойной сменой, нужно много работать. Но мы по-хорошему амбициозны, жаждем всероссийских и международных фестивалей, концертов, гастролей.
- У вас очень дорогие музыкальные инструменты. Как управляетесь с ними в дороге?
- Гастролировать с инструментами сложно. Нужен глаз да глаз, например, у стойки регистрации во время перелётов. Работники аэропортов не осознают стоимость инструментов. При погрузке багажа только зазеваешься, футляр или кинут, или пнут. А ведь только литавры могут стоить несколько сотен тысяч рублей! Приходится следить, как погрузили и выгрузили, как довезли до места и куда поставили. Однажды коллега во время концерта не уследил за английским рожком. Тот попал под сквозняк и моментально появилась трещина - профессиональные деревянные инструменты «умирают» от переохлаждения, поэтому на них не играют на улице в мороз. Это трагедия, потому что инструмент для музыканта – его ребёнок. Он его холит, с ним разговаривает, привыкает к нему годами.
- Соответствуют ли местные дома культуры требованиям для работы оркестра?
- Даже небольшие поселения в Югре имеют вполне приличные концертные залы с хорошей акустикой. Например, в Лангепасе в ДК «Нефтяник» - прекрасный зал с отличной акустикой. И это в городе, где живут 42 тысячи человек! В «Югра-Классик» - отличные залы. Считаю, что эти площадки должны работать в первую очередь для местных музыкантов, а не только для приезжих гастролёров. Не должны югорские артисты стоять в очередь, чтобы порепетировать в лучших залах округа. Это под нас должны подстраиваться приезжие коллективы, а не наоборот.
- Зарплаты у музыкантов невелики. Как относитесь к «халтуркам»?
- Если это не в ущерб коллективу, я «за». Но каждый музыкант должен думать о репутации оркестра. Если он будет, скажем, танцевать полуголым в ночном клубе с саксофоном, то бросит тень на весь коллектив. Это Югра, здесь все друг друга знают.
- Вы – «жёсткий» дирижёр?
- В коллективе всё начинается с дисциплины. Во время репетиции я всегда требователен к качеству исполнения того или иного произведения. Если музыкант фальшивит, я, безусловно, буду требовать исправления фальшивой ноты. Жёстко? Дирижёры бывают разными, но уверен: все они должны быть требовательны в профессиональном отношении как к себе, так и к своим музыкантам. Они должны обладать способностью подчинять себе огромный коллектив взглядом и движением рук. Каждый день мы репетируем по четыре часа – это максимум для музыкантов, после чего надо обязательно дать коллегам отдохнуть. Наша работа направлена на то, чтобы донести прекрасное, великое искусство до слушателей, воспитать вкус к хорошей музыке.