Археологи завершили раскопку старинного грузового судна, найденного недалеко от Мегиона. Через несколько лет этот уникальный артефакт станет музейным экспонатом и, возможно, прольёт свет на историю северорусского кораблестроения.
Решили спасти
Корабль был обнаружен в протоке Кирьяс, недалеко от деревни Вата, ещё 16 лет назад, когда вода подмыла берега одного из островов. Уже тогда он получил неофициальное название «Кирьясский барк». Но в конце 90-х у учёных из-за финансовых проблем не было возможности приступить к полномасштабным раскопкам.
«Судно оказалось слишком большим и его вновь засыпали землей до лучших времен, - рассказывает археолог из Нижневартовска Анна Скоробогатова. - Но всё это время река активно продолжала размывать корабль, поэтому мы приняли решение спасти его».
Сотрудникам научно-производственного объединения «Северная археология-1» удалось получить грант, благодаря которому специалисты смогли, наконец, начать раскопки. Экспедиция была собрана в кратчайшие сроки. Югорские археологи пригласили поучаствовать в работе и учёных из Томского государственного университета.
Благодаря современным технологиям, которые 16 лет назад не были доступны, судно удалось раскопать за десять дней. Исследовав древесину, учёные выяснили, что возраст судна - свыше 200 лет. Использовалось оно для грузовых перевозок. Как правило, такие корабли были одноразовыми - их разбирали в низовьях реки после первого плавания. Но «Кирьясский барк», по оценкам учёных, плавал на протяжении лет 80-ти.

Как его строили?
По размерам этот корабль схож с современным теплоходом «Москва». В длину - около 40 метров, в ширину - почти 6,5 метра. Скорее всего, этот корабль сел на мель и под тяжестью груза его киль переломился. Судно оставили у берега, где позже его замыло водой и затянуло илом. На корабле выросли деревья, и так он стал частью острова.
«На данный момент тяжело сказать, кому именно он принадлежал, поскольку в то время их строили достаточно много, - говорит Анна Скоробогатова. - Этот корабль является очень ценной находкой для нашего округа, так как подобное грузовое судно было впервые найдено в собранном состоянии. Нет ни одного чертежа строительства подобного судна, и именно эта находка сможет дать данные о том, как же все-таки строились такие корабли. Это станет важной главой в истории кораблестроения».

«У нас нет практически никакой информации о традиционном северорусском судостроении, - подтверждает слова коллеги заместитель директора НПО «Северная археология-1» Сергей Кухтерин. - Однако на основании традиционного северорусского судостроения, собственно говоря, поморской традиции строительства судов, были открыты и освоены территории от Урала до Тихого океана».
Сейчас учёные из томской лаборатории «Артефакт» Андрей Пушкарёв и Михаил Вавулин начали 3D-сканирование судна, чтобы создать его трёхмерную модель. Затем они планируют распечатать на 3D-принтере миниатюрную копию корабля.
«Раскопки уже завершены, сейчас производится погрузка судна, - рассказала Анна Скоробогатова. - В течение пяти лет мы будем консервировать детали корабля, пропитывая их специальном раствором, который выталкивает влагу из древесины и противостоит разрушению дерева. После чего его вновь соберут».
Когда все работы завершатся, корабль станет музейным экспонатом. Скорее всего, его примет Нижневартовский краеведческий музей, где для старинного судна построят специальный павильон.
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть