Предмет роскоши?
- Василиса Викторовна, что кормит югорских художников?
- В 90% случаев преподавание, плюс музейное дело и дизайн. Это особенность округа - художественная жизнь здесь стала налаживаться с организацией учебных заведений, куда приглашали высококвалифицированных специалистов. Они и стали костяком регионального отделения Союза художников России, в котором насчитывалось 5-6 человек. Наши художники не живут в подвалах, это достаточно обеспеченные люди.
А что касается выставок и продажи картин, то опять же особенность округа в том, что его населяют в большей части люди, которые приехали подзаработать. У них нет ни времени, чтобы как-то организовывать свой досуг, ни стремления украшать дом произведениями искусства, создавать коллекции. Построить тёплый дом, купить шубу и машину - это вопрос выживания в суровых условиях. А искусство оставляют на «потом».
- Есть мнение, что успешный и известный художник - это распиаренный мастер. А талант сегодня в цене?
- «Пустое место» проблематично раскрутить. Поэтому талант, безусловно, ценится, просто при равных условиях кто-то с помощью рекламы выходит на первое место.
Талант легко загубить, это видно по студентам. Смотришь, у одного здорово всё получается, его хвалят, и ему становится неинтересно шлифовать свои работы, ведь моральное удовлетворение уже получено. А девушка, например, все шесть лет показывает прекрасные результаты, а потом выходит замуж и забрасывает кисти в «долгий ящик». Талант - всего лишь пропуск в мир искусства, к нему требуется ещё много усилий.
- Что нужно, чтобы стать успешным?
- Одного рецепта нет. Есть художники «галерейные». Они работают для музеев, могут продать 1-2 работы в год. А есть «салонные», те, кто пишет лёгкие этюды в соответствии со вкусами публики (это тоже надо уметь - угадывать, что востребовано).
Есть художники «панельные» - они умеют быстро создать портрет, сувенир на память. Все они - мастера, и у каждого - свой путь к успеху. А по большому счёту успешным может стать только тот, у кого есть воля быть собой и никем другим!
Как бы ни менялись вкусы, такая яркая личность остаётся верной своему стилю, кредо, работает в избранном ключе. И люди чувствуют особую энергию такой личности, поэтому между оригиналом работы великого мастера и её копией - большая разница. Хотя эстетически обе картины доставляют одинаковое удовольствие.
Когда мы привозим камешек с памятного нам места - он похож на все камушки, но мы-то знаем, что он - особенный.
Нужны талант и воля
- Наверное, Вы сталкивались с ситуацией, когда зритель мог сказать художнику: что особенного в Ваших работах, я тоже так могу написать…
- Пикассо на такой же вопрос ответил: конечно, можете. Но не можете поставить подпись «Пикассо». Дело в личностной энергии, в особенности того послания, которое адресуется зрителям.
Все могут, как Пушкин, написать: «Я помню чудное мгновенье…», но высокое значение эти слова приобрели только в контексте всего творчества.
- А может ли искусство быть инструментом унижения, оскорбления? По стране прокатилась волна жалоб и требований запретить выставки, потому что экспонаты оскорбляют нравственные чувства и т.п…
- Кухонный нож тоже может стать орудием убийства. Искусство социально активно, оно спрашивает: всё ли нормально?
Оно не только «гладит по голове» и говорит о прекрасном, а сознательно вызывает дискомфорт.
Например, фраза о Храме Христа Спасителя: «Солидный Господь для солидных господ» - это не посягательство на святыню. Она подчёркивает недопустимое отношение части общества к религии и её идеям, указывает на фарисейство.
Если художник выкладывает крест из колбасы, он хочет не посмеяться над ним, а показать, как это ужасно, когда церковь воспринимают как место, где веру можно купить, как в магазине. Это набат. Неправильно бить того, кто кричит «Пожар!». Непонимание возникает из-за разности языков религии и искусства.
Множественность трактовок - это нормально. Если картину понимать однозначно - это будет дорожный знак. И уровень зрительских ассоциаций зависит строго от уровня образованности.
Для Югры протесты против выставок неактуальны, говорит ли это о профессионализме художников, толерантности публики или просто о безразличии, не знаю…