Запретить и не пущать
Главной темой нашумевшей выставки было осмысление темы запретов в жизни и искусстве. Вход в культурный центр уже задавал настроение — был перемотан сигнальной лентой, запрещающей движение. Перешагнув через первый запрет, посетители сталкивались с множеством новых и с возможностью от них освободиться. Только один запрещающий знак гости не могли игнорировать — возрастное ограничение 18+. Совершеннолетние посетители смеялись, удивлялись задумке организаторов, однако агрессию никто не проявлял, за моральный ущерб деньги не требовал. Что важно, скандал разгорелся уже после закрытия выставки: авторы в социальных сетях пестрили негодованием и обращениями к властям с требованием демонтировать выставку. Авторы постов по сути реагировали не на экспонаты, а на чужую реакцию. Например, участницу перформанса «Железный занавес» некие общественники обвинили в том, что она проводит антипатриотическую акцию по уничтожению российского паспорта. Суть претензий говорит о том, что, поспешив обвинить, активисты не вникли в суть посыла художницы: на самом деле «пострадал» недействительный загранпаспорт. «Я не могла себе представить такую реакцию, — рассказала участница арт-группы «Прорубь» Татьяна КУРГУЗОВА. — Мой перформанс был однозначным, и понять его как-то иначе было сложно…». В ответ на жалобы, вскоре после открытия проекта, представители администрации заявили, что его реализация была несогласованной, и заменили его выставкой детского рисунка. Понятно, что здесь ошибиться с реакцией трудно. По словам председателя комитета культуры и туризма городской администрации Владимира ФРИЗЕНА, проверки в «Порту» еще ведутся, результаты будут известны в ближайшее время. «Это результат недостаточного контроля, — прокомментировал он ситуацию, — будем над этим работать».
Город «портовый»?
«Необходимо говорить с людьми, узнать, что они хотели этим сказать, вместо того, чтобы закрывать выставки и устраивать проверки», - считает художник-график, член Творческого союза художников России Елена СУХОВА. Отношение к акционизму у художницы, кстати, сложное: «Конечно, не все уместно разместить на муниципальных площадках, что-то лучше бы воспринималось в частных галереях», — говорит она. Однако, фокус в том, что таковых в округе практически не имеется, тем более, что даже немногие муниципальные учреждения, что есть, утрачивают самостоятельность, подобно галерее современного искусства «Стерх» в Сургуте. «Сегодня не так много мест, где можно выставить картины и куда интересно прийти зрителю, — продолжает Елена Сухова. — Музеи и галереи ютятся в плохо приспособленных сооружениях, которые совершенно не блещут современной архитектурой и интерьерами, темы экспозиций зажаты в тесные рамки пуританских условностей, к тому же часы работы не позволяют зайти в будний день и провести там вечер…». Владимир Фризен, который работает на посту председателя комитета культуры и туризма четыре месяца, все-таки настроен оптимистично. «На мой взгляд, есть большой потенциал, — комментирует он состояние культурной сферы города. – Что касается культуры, так нужно удивлять, иногда сильно, иногда более скромно. Среди глобальных планов — организация диалога с творческой молодежью, чтобы вместе создавать новые проекты». Альфия НУРЕЕВА