Президент страны Владимир Путин поставил задачу - вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования. Национальным проектом с одноименным названием определены четыре основных направления развития: обновление содержания образования, создание необходимой современной инфраструктуры, подготовка профессиональных кадров, их переподготовка и повышение квалификации, а также создание наиболее эффективных механизмов управления этой сферой.
Как реализуют нацпроект в муниципалитетах
В современную школу пришли такие определения, как инновации, цифровая образовательная среда, он-лайн-уроки, электронный дневник и другие, которые неизвестны были родителям современных учеников. Цифровая эпоха уверенно охватила процессы обучения, формирования человека будущего. Как реализуется нацпроект «Образование» в муниципальных образованиях Ханты-Мансийского автономного округа?
В Лангепасе, например, в рамках нацпроекта разработано 10 профильных проектов, работают 6. Как рассказал нашему корреспонденту директор департамента образования и молодежной политики города Лангепаса Алексей Милкин, новые методы обучения и воспитания предусмотрены в проекте «Современная школа». Его конечная цель – создать условия для повышения у детей мотивации к обучению. «Достигается она вполне успешно. Полным ходом идёт реконструкция здания, в котором находятся гимназия № 6 и школа № 4. В рамках реализации корпоративной благотворительной программы ПАО «Транснефть» по развитию школьного образования на 2017–2019 годы и при поддержке депутата думы Югры Андрея Филатова в школах ведется работа по обновлению материально-технической базы учебных кабинетов естественно-научного цикла. В 2020 году будут созданы Центры образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста», - сказал Алексей Милкин.
А что сделано в рамках проекта «Цифровая образовательная среда»? Андрей Милкин пояснил, что лангепасская школа № 2 является экспериментальной региональной площадкой. Благодаря депутату думы Югры Андрею Филатову, приобретён 3 Д–принтер. Школа работает по проекту Яндекс. Лицей. Это образовательный проект Яндекса по обучению школьников программированию. Учебная программа рассчитана на два года. На занятиях ребята знакомятся с теорией и осваивают технологии на практике. Обучение в Яндекс. Лицее бесплатное. С программированием школьники знакомятся на примере Python — этот язык несложно освоить, к тому же он позволяет решать множество задач. Python — один из самых популярных языков в мире, применение ему находится и в YouTube, и в NASA, и в Яндексе. А ещё он называется в честь «Летающего цирка Монти Пайтона». Учебная программа разработана в Школе анализа данных, а будущие преподаватели проходят там специальное обучение. Программа делится на две части, каждая продолжается один учебный год. Курсы можно проходить только последовательно. Директор департамента и молодёжной политики Лангепаса также отметил, что в учреждениях образования города внедряется информационная система «Цифровая образовательная платформа Югры». Обновляются информационные ресурсы.
Школьники участвуют в тематических онлайн-уроках, всероссийском форуме профессиональной ориентации.
«Проектория» вместе с президентом
«Проектория», онлайн-проект «Билет в будущее», муниципальные соревнования Worldskills - этими проектами современных школьников вряд можно удивить. Более того, своими впечатлениями и об участии в них ребята обмениваются в соцсетях, на школьных сайтах. Ученики сш №4 города Урая на школьном сайте поделились мнениями об открытом уроке «Школа завтрашнего дня». Они написали: «На форуме «ПроеКТОриЯ» прошел большой открытый урок «Школа завтрашнего дня» с участием президента Российской Федерации Владимира Путина. К уроку присоединилось 30 тысяч школ со всей страны! Какой будет школа завтра? Кто её меняет? Учителя, дети, работодатели? Владимир Владимирович верно отметил: школу меняет сама жизнь. А мы должны вовремя сориентироваться в тех вызовах, которые жизнь перед нами ставит. Это дело всего общества. Президент пожелал успехов всем участникам форума и предложил вместе настроиться на созидательную позитивную работу».
Новые школы не только на бумаге
При посещении Нижневартовского района председатель думы Югры Борис Хохряков сказал: «Одним из важнейших, на мой взгляд, является национальный проект «Образование». От его реализации зависит завтрашний день нашей страны. В планах – построить в городах и посёлках округа 78 таких новых школ. Именно столько нужно, чтобы каждый югорский школьник обучался в комфортных условиях».
И новые школы уже строят. В Мегионе возводят одну из них, и это позволит перевести всех учеников на односменный режим. В поселке Высокий Мыс Сургутского района введен в эксплуатацию комплекс «Школа – детский сад». Реализация национального проекта дала возможность району приобрести мобильный технопарк. В перспективе - приобретение помещения под стационарный технопарк в поселке Белый Яр.
В поселках Солнечный и Нижнесортымский в 2021 году будут введены 2 новые школы по 1100 мест в каждой, 2 стационарных технопарка в Лянторе и городском поселении Федоровский.
В Нижневартовске строят школу на 1725 мест. Как отметил Борис Хохряков, это будущий флагман городского образования – самое большое учебное заведение Нижневартовска. Новая школа, по мнению председателя окружной думы, станет настоящим центром притяжения для юных вартовчан. Это первая школа в новом микрорайоне, которая вместе с детскими садами, расположенными рядом, другими объектами, будет формировать её общественный центр. В планах – обучение в одну смену. Во вторую смену в ней будет организована внеурочная деятельность. Помимо учебных классов здесь появятся 25-метровый бассейн, три спортивных зала, зал ЛФК, хореографии, стрелковый тир. Кроме того, будет создана безбарьерная среда – оборудованы пандусы, лифты, подъемные платформы.
Учитель будущего
В Югре в рамках нацпроекта «Образование» будут открыты два Центра повышения профессионального мастерства педагогических работников при Институте развития образования в 2021-2022 годах.
К 2024 году система образования в Югре должна соответствовать всем международным стандартам
Директор автономного учреждения дополнительного профессионального образования Ханты-Мансийского автономного округа «Институт развития образования» Галина Дивеева пояснила: «И сейчас, и в будущем учитель не только должен давать готовые знания, но и научить ученика добывать их и грамотно использовать: его задача научить детей учиться. Ключевыми компетенциями, которыми должен обладать учитель будущего, с одной стороны, являются ИКТ-компетенции. Педагог должен демонстрировать знания современных технологических тенденций, навыки работы с электронными образовательными ресурсами, современными гаджетами и приложениями. С другой стороны, учитель будущего должен владеть soft skills компетенциями: иметь высокий уровень эмоционального интеллекта, уметь работать в команде, эффективно выстраивать коммуникацию, проявлять лидерские качества и принимать оперативные решения». Деятельность Центра планируется выстраивать с учетом необходимости организации сопровождения непрерывного профессионального развития педагогических работников, с акцентом на индивидуализацию и персонификацию этого процесса, на личные потребности и профессиональные дефициты педагога. Планируется активное внедрение такой формы обучения, как стажировки, моделей «горизонтального обучения».
К 2024 году система образования в Югре должна соответствовать всем международным стандартам.