В течение ближайшего учебного года в Югре появится сеть детских технопарков, где школьники смогут получить дополнительное образование по техническим и инженерным специальностям. Наш округ стал одним из регионов России, где этот проект «обкатают» в первую очередь. В итоге дети получат нужные на рынке труда навыки, а югорская промышленность – хороший кадровый резерв.
Югра готова
Новую модель системы дополнительного образования детей разработало Агентство стратегических инициатив (АСИ), заручившись поддержкой президента России Владимира Путина. Главная цель проекта - вытащить на качественно новый уровень техническое образование детей. Потому что на рынке труда сегодня остро не хватает квалифицированных технарей. Еще бы - сегодня в российских учреждениях дополнительного образования всего лишь 4% детей занимаются научно-техническим творчеством. Остальные - поют, танцуют, рисуют и т.д.
Опробовать свою инициативу АСИ решило пока лишь в нескольких субъектах федерации – Москве, Московской и Новосибирской областях, Татарстане, Алтайском крае и Югре. Хотя желание изъявляли больше половины регионов России. Ведь это уникальная возможность вывести на новый уровень систему допобразования, потратив при этом минимум бюджетных средств – проект будет работать по принципам государственно-частного партнерства (ГЧП) с поддержкой из федерального бюджета.
«Мы отбирали регионы по принципу имеющегося опыта ГЧП в социальной сфере, - рассказывает лидер стратегической инициативы «Новая модель системы дополнительного образования детей» Марина Ракова. - Чтобы было понятно, что в регионе есть пул операторов, которые готовы работать в сфере низкомаржинального бизнеса с очень высокой социальной планкой. Ещё один критерий – опыт решения вопросов дополнительного образования на каком-то новом уровне. Регион стремится привлечь технологии, которые уже есть в этой области. Далее – чтобы было профильное промышленное направление, определяющее экономику субъекта, и заинтересованность в его развитии».
«Мы, учитывая специфику региона, основной акцент делаем на формирование инженерного мышления, - говорит врио губернатора Югры Наталья Комарова. - Запрос отрасли на научно-технические разработки очень высокий и емкий. Состояние нашей минерально-сырьевой базы таково, что требует разработок, сопоставимых по уровню научно-технической нагрузки с космическими проектами. Мы нацелены на то, чтобы дети с самого раннего возраста понимали, насколько это важно, интересно и насколько общество в мире нуждается в такого рода знаниях».
Участвует бизнес
По проекту, в течение 2015/16 года в каждом из регионов-участников должны заработать по четыре детских технопарка. Решено, что в Югре они откроются в Сургуте, Нижневартовске, Нефтеюганске и Югорске. Ещё один уже работает на базе окружного Технопарка высоких технологий. Работы предстоит немало – внедрить программные продукты, подготовить перечень оборудования и т.д.
«Мы все прекрасно знаем, что тот имущественный комплекс, который в советское время успешно работал во благо дополнительного образования детей, пришёл в состояние не той эффективности и не того внешнего уровня, которые требуются сегодня, - говорит Марина Ракова. - Наша задача - возродить те «дворцы пионеров» на уровне, соответствующем сегодняшнему развитию технологий».
Львиную долю затрат возьмут на себя кровно заинтересованные в кадрах и научных разработках предприятия. На федеральном уровне уже подписаны соглашения с «Объединённой ракетно-космической корпорацией», «Росатомом», «Объединённой авиастроительной корпорацией». Активно интересуются проектом и компании нефтегазовой отрасли. Кроме того, регионы получат средства из федерального бюджета.
«Мы должны поддержать планы, которые у вас есть, на федеральном уровне, чтобы эта идея не оставалась полностью ответственностью регионов и не висела на шее только у регионов. И федерация сделала все, чтобы была компенсация расходов, правильные проектные нормативы», - сказал генеральный директор АСИ Андрей Никитин.
Меньше лекций, больше дел
Специалисты АСИ обещают, что учёба в новых «дворцах пионеров» пойдёт по-новому – так, чтобы ребёнок ни в коем случае не заскучал и мог выбирать то, что ему больше всего интересно.
«Чем у нас сегодня увлечены практически все дети? Это девайсы, это интернет, - рассуждает Марина Ракова. - Ребёнок всё время увлечён в некую динамику. Существующая система максимальное время уделяет лекционному методу образования, который ребёнку не интересен. И если в рамках средней школы ребёнок обязан это делать, то дополнительное образование - это же добровольная история. Ребёнок должен по каким-то критериям выбрать то, что ему интересно, и пойти туда. Тем более, мы говорим, о технологиях, где нужна усидчивость, нужно серьёзное вложение своих усилий, чтобы достичь хоть какого-то результата».
В основе новой системы – принцип проектной работы. 90% времени будет что-то делать, и лишь 10% времени изучать теорию. Причем, каждый проект будет рождаться в команде, где каждый сможет определить своё социальное место – кто-то представляет проект, кто-то ставит парус, кто-то запускает двигатель. При этом каждый ребёнок пройдёт так называемые «сквозные» образовательные блоки – единые для всех направлений: робототехнику, 3D-моделирование, IT-технологии, нейротехнологии и другие.
«Ведь дети очень мобильны, - говорит Марина Ракова. - Вот он две недели чем-то позанимался, а потом подумал – а у Пети в кружке сказали, что они космический корабль строят и поедут в Плесецк или Байконур его запускать. Я тоже хочу! Наша система как раз позволяет безболезненно переходить из направления в направление, потому что сквозные базовые программы - одни и те же».
Дети будут заниматься абсолютно бесплатно. Кроме того, у них будет специальная система мотивации – за каждый проект, разработку, защиту, победу на конкурсе ребёнок получит какое-то количество баллов. А затем накопленные баллы позволят ему, например, съездить в Центр для одарённых детей в Сочи, или в Артек. Или за границу - на экскурсию по передовым предприятиям. Или - получить корпоративный грант.
Предполагается, что дети, обучающиеся в новых «дворцах пионеров», станут частыми гостями на предприятиях. А те, в свою очередь, будут пользоваться их разработками. Например, в Татарстане «КамАЗ» попросил юных инженеров разработать проект обогреваемого рулевого колеса.
«Составляя учебные программы, мы ориентируемся на реальные запросы производства, - говорит Марина Ракова. - И даём детям возможность сделать что-то по-настоящему полезное».
Ребёнок должен понять, чего хочет
Марина Ракова, лидер стратегической инициативы «Новая модель системы дополнительного образования детей»:
- Почти все родители считают, что их ребёнок должен получить высшее образование, вне зависимости от того, куда он хочет пойти, чем реально будет заниматься, какой спрос на рынке. Чтобы попасть в вуз, надо сдать ЕГЭ. В результате уже в 14 лет ребёнок сталкивается с тем, что его ставят в жёсткие рельсы. Есть уже даже специализированные курсы, как подготовить к этим экзаменам - определённый набор заданий, который не предполагает никакого творчества. И как только подросток переходит в старшие классы, родители зачастую отсекают всё, что непосредственно к сдаче ЕГЭ не относится. Мы же хотим создать такое пространство, в котором он будет получать такие компетенции и таким путём, которые дадут ему возможность понять, куда он действительно хочет пойти, чем глубоко заниматься, что станет ему по-настоящему близким.