Не будет преувеличением сказать, что сейчас, когда российским правительством объявлен курс на модернизацию страны, именно от сферы образования зависит наше будущее.
Россия присоединилась к Болонскому процессу, у нас появились бакалавры, магистры, колледжи, негосударственные университеты, и многое другое. Стали ли наши школьники и студенты более подкованными в науках, получила ли экономика, промышленность, медицина и социальная сфера более квалифицированные кадры? Вопрос пока открытый: модернизация образования – задача не на один год, а на десятилетия.
И сейчас на повестке дня - создание в стране эффективной модели непрерывного профессионального образования. Этой теме и была посвящена конференция, прошедшая в Ханты-Мансийске. Её организаторы - Министерство образования и науки РФ (Департамент регионального развития), Правительство Ханты-Мансийского автономного округа и Департамент образования и молодёжной политики. В форуме приняли участие работники учреждений профессионального образования Югры.
Есть где учиться
«Созданная в Ханты-Мансийском автономном округе система профессионального образования предоставляет молодым югорчанам разнообразные возможности для продолжения обучения и получения профессий, востребованных на региональном и муниципальных рынках труда, - рассказала директор Департамента образования и молодёжной политики Югры Любовь Ковешникова.- Высшее профессиональное образование региона представлено тремя университетами и академией, находящимися в ведении Департамента образования и молодёжной политики автономного округа. В этих учреждениях получают образование около 14 тысяч студентов. В федеральном вузе, коим является Югорский государственный университет - 5 тысяч студентов».
Кроме того, в Югре сейчас работают три негосударственных вуза и 35 филиалов федеральных и негосударственных вузов. Но за последние 5 лет их количество сократилось более чем наполовину (на 60%, если быть точнее) –это результат политики Министерства образования и науки РФ.
В Ханты-Мансийском округе действуют 22 колледжа (включая колледжи Департамента культуры и Департамента физической культуры и спорта) и 4 профессиональных училища, в которых обучается более 17 тысяч югорчан.
Как подчеркнула Любовь Ковешникова, ежегодно за счёт средств окружного бюджета принимается на обучение по программам профессионального образования всех уровней 7,5 тысяч югорчан.
Две проблемы
Как было отмечено на конференции, проблема нехватки квалифицированных кадров на рынке труда в регионе может быть решена только совместно с работодателями. Не секрет, что не всегда ВУЗы и колледжи вовремя могут реагировать на изменение ситуации на рынке труда. Учат тем профессиям, на которые идут студенты, вот и получается, что в стране переизбыток юристов, но нет инженеров для производства, специалистов для того же энергетического комплекса.
«Чтобы решить проблему, прежде всего, нужно изменить механизмы формирования государственного задания на подготовку кадров, так как диверсификация экономики и курс на инновации требуют создания динамичной и мобильной системы подготовки специалистов в соответствии с меняющимся рынком труда», - отметила Любовь Ковешникова. По её словам, специально для этого правительством Югры создан «Институт профессионального образования и исследования рынка труда», основной задачей которого является проведение специальных исследований регионального и муниципальных рынков труда. Прогноз потребности рынка труда в кадрах выполняется по всем отраслям экономики с учётом данных социологического обследования, в котором принимают участие более 450 предприятий Югры. Такие исследования проводятся в регионе с 2009 г.
В результате планомерно меняется структура приёма абитуриентов. (убрала вузы) Например, снижается количество мест на специальность «Экономика и управление» и увеличивается на «Строительство и архитектуру», «Энергетику, энергетическое машиностроение и электротехнику», «Автоматику и управление», «Транспортные средства», «Образование и педагогику», «Здравоохранение».
В 2011 г. в 1,6 раза по сравнению с выпуском увеличен набор на специальности и направления технического профиля. В укрупнённые группы «Образование» и «Здравоохранение» - в 1,5 раза. В 1,4 раза снижен приём на специальности «Экономика и управление».
«Структура распределения бюджетных мест в учреждениях профессионального образования Югры последовательно меняется в пользу приоритетных для социально-экономического развития региона специальностей, - резюмировала Любовь Ковешникова. - В целом, мы добились устойчивой тенденции диверсификации структуры подготовки в системе профессионального образования в направлении обеспечения кадрами системообразующих производств и социальной сферы автономного округа».
Новый вызов
Говорилось на конференции и о новых вызовах региональным ВУЗам. Например, для того, чтобы обеспечить высокое качество профессиональной подготовки, Министерство образования и науки РФ предполагает установить более высокий балл ЕГЭ, необходимый для поступления в вузы. Будет вводиться независимая оценка качества подготовки специалистов на всех уровнях профессионального образования. Повысится и качество кадрового обеспечения профессионального образования.
Новый вызов вузам автономного округа преподнесла демографическая ситуация. Предполагается, что количество студентов в учреждениях профессионального образования в Российской федерации сократится: по сравнению с уровнем 2010 года к 2016-му на 12-15 % снизится количество молодёжи в возрасте 17-25 лет. На фоне такой тенденции прогнозируется увеличение активности федеральных вузов по привлечению контингента студентов из числа выпускников Ханты-Мансийского автономного округа.
Ресурсные центры
Однако, подготовка настоящего специалиста не ограничивается только вузом. Сейчас в стране и у нас, в регионе, создаются специальные ресурсные центры, цель которых - обеспечить условия для подготовки по востребованным рынком труда профессиям с дополнительной специализацией по заказу предприятий. Эти ресурсные центры позволяют сэкономить бюджетные средства: уже нет необходимости в каждой территории оснащать учреждения профессионального образования высокотехнологичным учебным оборудованием.
По итогам конкурсного отбора программ развития, статус многопрофильного ресурсного центра придан Сургутскому профессиональному колледжу. Он выбран из шести учреждений профессионального образования убрать
Все другие ресурсные центры являются однопрофильными. Нижневартовский строительный колледж – ресурсный центр в сфере строительного комплекса Югры; Игримский профессиональный колледж – ресурсный центр в сфере транспортного комплекса Югры; Советский профессиональный колледж – в сфере лесопромышленного комплекса Югры. Лангепасский профессиональный колледж стал ресурсным центром подготовки предпринимателей – специалистов для сферы малого предпринимательства и услуг, а Югорский политехнический колледж – региональным информационно-методическим центром развития профессионального образования.
К 2013 г. в системе профессионального образования будет представлено 8 подобных центров, включая аграрный ресурсный центр.
«Представляется, что вузы и ресурсные центры станут главными партнёрами региональной власти и бизнес-сообщества для реализации политики социально-экономического развития региона, обеспечат создание новой образовательной среды, - рассказала Любовь Ковешникова.- Модель непрерывного образования должна обеспечить необходимый баланс подготовки инженеров, технологов, менеджеров, рабочих специальностей внутри образовательных (отраслевых) кластеров, а также обязана позволить специалисту в любой момент повысить квалификацию и пройти переподготовку.