«Открыточные» анималисты
Оригиналами для изображений на открытках на тему охоты часто служили живописные произведения. Что важно, русские живописцы, многие из которых были охотниками, отдавали предпочтение «мирному» пейзажу, а не сценам преследования. Даже во время наибольшей популярности жанра (вторая половина XIX - начало XX века) было написано не так много хороших картин, а художников этого жанра не наберется и двух десятков. Тем не менее, спрос на «охотничью тематику» был велик. Например, анималист Александр Швабе много раз писал портрет любимого сеттера Александра II по кличке Милорд. Николай Сверчков вошел в историю русской живописи как создатель жанра «конского портрета». Его ценили за умение передавать все стати, масть и даже характер своих «моделей». Он написал более 500 изображений самых знаменитых верховых лошадей и рысаков. Другим известным рисовальщиком коней, собак и охотничьих сцен был Рудольф Френц из Гатчины. Его дом находился недалеко от императорской псарни, куда часто и наведывался художник. Умелые изображения борзых и гончих принесли Френцу славу замечательного художника-анималиста. Открытки с произведениями этих художников как раз можно увидеть на выставке в Доме-музее.
Родом из «золотого века»
Об уникальной коллекции старинных художественных открыток XIX - начала XX веков, изданных в Российской империи и Западной Европе, рассказывает заведующая филиалом музея, куратор выставки Надежда СУХОРУКОВА.
- В чем уникальность этой коллекции?
- Это 213 художественных открыток конца XIX - начала XX века, на которых изображены живописные картины на тему охоты. Удивительно, что некоторые картины не сохранились до нашего времени, а на открытках они продолжают свою жизнь. Пик моды на поздравительные карточки пришелся на 1898-1918 годы. Это был «золотой век» художественной открытки. Почтовые карточки многими считаются предметом искусства. Коллекционирование почтовых открыток становится увлечением миллионов людей. Часто прибыль от издания открыток шла на благотворительные цели. Продавали их поштучно и целыми сериями. Интересна выставка ещё и тем, что с её помощью мы с вами можем вспомнить процесс коллекционирования. Думаю, что каждый из нас в детстве собирал марки, открытки или монеты. Это занятие довольно увлекательное, познавательное и требует определенного подхода. Человек открывает новый неизведанный мир. Также на этой выставке можно полюбоваться произведениями искусства из фондов Государственного художественного музея. Это полотна Н. П. Богданова-Бельского «Охотники» и А. Тимофеева «На охоте». Хорошим дополнением служит бронзовая скульптура сцены охоты Пьера Жюль Мена.
-Какое главное впечатление остается у публики после знакомства с коллекцией?
- Соприкосновение с культурой прошлого. Альбер Камю сказал: «Коллекционировать значит уметь жить прошлым». Мы должны вспомнить традиции и культуру нашего народа, понять, чем мы отличаемся от них. В наше время сильно изменилось отношение к окружающему миру, мы привнесли варварское отношение к животным. Раньше люди бездумно не истребляли всё вокруг себя, понимали, что охота - это часть человеческой культуры.