Примерное время чтения: 8 минут
104

Пахать или не пахать? Что нужно знать, чтобы стать успешным фермером

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 8. АиФ-Югра 22/02/2023
Югра представляет свою продукцию на выставке
Югра представляет свою продукцию на выставке ugra-news.ru

Есть югорчане, и таких не так уж и мало, которые хотели бы заняться сельским хозяйством. Но им всё время что-то мешает. А есть те, кто изо дня в день доказывает, что земля Западной Сибири рождает не только нефть. Что нужно, чтобы стать успешным фермером, какие условия для развития агропромышленного комплекса созданы в регионе?

В школу – не поздно

«Я уже кого только не выращивала… Мысленно. И кроликов, и перепёлок, и гусей. Такой красивый бизнес в моей голове получается: и мясо, и шубки кроличьи, и свитера пуховые. Но как только думаю о том, что животных нужно будет убивать, – рвение моё моментально испаряется. Плюс возникают вопросы, где корма брать, как и кому продукцию продавать… Ещё боюсь менять привычную работу на не совсем понятный для меня бизнес…», – делится сомнениями Валентина Рыкова из Ханты-Мансийска.

Практики советуют для начала определиться с отраслью, в которой хочется работать, и составить понятный бизнес-план. Проще всего сделать это, отучившись в школе начинающего фермера «Я – фермер Югры». Здесь обучают работе с нормативными документами, учат пользоваться мерами поддержки, дают основы бизнес-планирования и финансовой грамотности, ведь, как говорят эксперты, успешность любого бизнеса зависит от его правильной, объективной и всесторонней оценки. В школе начинающего фермера учат правильно выстраивать бизнес-процессы и дают основы маркетинга. Через такую школу прошли фермеры, которые сейчас успешно развивают бизнес по выращиванию микрозелени.

«Эти процессы происходили параллельно. Замысел появился в 2020-м году, когда, наверное, большая часть нашего населения пыталась найти дополнительные источники дохода. Наш продукт рассчитан на людей, ведущих здоровый образ жизни, на прогрессивную молодёжь. Это продукт не первой необходимости, а креативной индустрии», – рассказала pr-менеджер проекта гастрофермы «Le rediska» Олеся Харисова в эфире ОТРК «Югра». Продукцию гастрофермы реализуют уже в нескольких торговых точках Ханты-Мансийска.

Есть поддержка

Без бизнес-плана не получить дотации от государства, кредит в банке, не найти инвестора. Но, по мнению экспертов, он практически бесполезен, если фермер далёк от отрасли, в которой хочет работать. Чаще всего в рассуждениях опытных аграриев об успехе своего бизнеса звучит слово «опыт». А где же его взять, если человек никогда не работал на земле, если умение это не передалось ему по наследству? Но ведь и в династиях земледельцев и скотоводов кто-то когда-то был первым. Значит, для успешного ведения бизнеса, кроме знаний и бизнес-плана, нужны смелость, решительность и уместное упрямство.

Знать, какие меры поддержки предоставляет округ, тоже очень важно. Те, кто умеет ими пользоваться, идут по жизни более уверенно. Например, компании «Обь регион», которая была основана 13 лет назад в Белом Яру на территории бывшей птицефабрики, поддержка позволяет решать проблему с кормами для цыплят-бройлеров.

«У нас есть возможность заниматься централизованным закупом компонентов на год вперёд, что даёт возможность стабилизировать цены и себестоимость. Это немаловажный фактор», – считает исполнительный директор компании Иван Ершов.

Фермеры «Обь региона» нашли и способ не зависеть полностью от оптовиков – сами стали продавать свою продукцию в розницу. «У нас есть фирменная торговая сеть «Купава» под брендом «Белоярочка», где представлены порядка 56 наименований глубокой переработки. Это колбасная, сосисочная группы, полуфабрикаты. Мы снижаем затраты между производителем и потребителем и убираем дополнительную торговую наценку, которую накладывают сетевики», – уточнил Иван Ершов.

Дополнительная возможность

Фермеры не стоят на месте – уже начали получать сертификаты «Органический продукт». «Мы с помощью фонда развития Югры получили сертификат на 8 видов продукции. Что нам это даёт?  В первую очередь – дополнительную нагрузку в работе. Ну и, конечно, исключительность нашей дикорастущей продукции. Для внутреннего рынка на первом этапе это ничего не даст по марже. Массовый потребитель не готов отличить органический продукт от простого. Для экспорта потенциал более высокий. Мы были на «Продэкспо», и к нам подходили представители из Турции и ОАЭ. Там сертификат органический очень востребован», – рассказывает генеральный директор компании «РЕГИОН-К» Василий Новосёлов.

По словам представителя Фонда развития Югры, для предпринимателей сертификация бесплатна. Роскачество берёт на себя затраты на лабораторные исследования, а фонд – на приглашение экспертов, которые берут пробы грунта, воды и исследуют производство. Уже 30 предпринимателей выразили готовность пройти сертификацию. Пятеро это сделали.

По данным Роскачества, число производителей органической продукции в нашей стране выросло за прошлый год на 46%. И у богатой дикоросами Югры есть все шансы на лидерство в области экспорта органической продукции. Судите сами, по данным Фонда развития Югры, озвученным в эфире телерадиокомпании «Югра», общий биологический фонд дикоросов в регионе составляет около 20 млн тонн. В год разрешено добывать 300 тысяч тонн. А добывается для промышленной переработки  около тысячи. Ещё около трёх тысяч тонн собирают домашние хозяйства для собственного потребления.

Сегодня в округе производят всё: от яиц, молока и оленины до дикоросов и тепличной клубники. Это рискованно, но очень востребовано. Как говорят сами фермеры, не надо бояться, надо стараться.

Сегодня в округе производят всё: от яиц, молока и оленины до дикоросов и тепличной клубники.

Комментарии

Алексей Федяев, зам. генерального директора Фонда развития Югры:

 – Любой бизнес – это риск и возможность заработать. Набор рисков постоянно меняется, набор возможностей тоже. Предпринимателей интересует набор финансовых мер поддержки. Мы предоставляем льготные займы. Продукт называется «Пищевик». Он предоставляется для развития нового направления или для развития действующего. Льготный заём от 5 млн рублей и больше предоставляется по льготной ставке от 1 до 3% годовых на пять лет. Ежегодно около десяти обращений к нам по этой программе приходит, и мы стараемся поддержать максимальное количество таких инициатив. Мы проверяем бизнес-план и финансовую модель проекта. Должен быть понятен рынок сбыта – это самое важное для бизнеса.  Мы и здесь оказываем поддержку, активно взаимодействуем с федеральными сетями.

Предприниматели оценивали торговые сети как антагонистов, которые мешают развитию. Мы поставили перед собой задачу эту парадигму поменять. Направили предложения о сотрудничестве всем сетям. Наиболее активными оказались «Лента», «Магнит», «Пятёрочка» и «Перекрёсток». С ними сейчас и сотрудничаем. За два года уже 117 локальных товаропроизводителей там присутствуют, и оборот превышает 3,5 млрд рублей – около половины продукции, которая производится в регионе. Это серьёзное достижение. И в сознании предпринимателей федеральные сети уже не являются враждебными.

Семён Наумов, заместитель директора департамента промышленности Югры:

 – Основные направления, куда нам стоит двигаться, – это мясное птицеводство (у него короткий цикл и хорошая рентабельность); развитие крупного рогатого скота по молочному направлению – и оно активно развивается, действуют два племенных репродуктора в этой сфере; развитие рыбной отрасли и переработка рыбной продукции.

         На 2023 год мы сохраняем все меры поддержки. По заготовке и переработке дикоросов планируем выдать три гранта на общую сумму 4,5 млн рублей. На развитие семейных ферм запланировано до 80 млн рублей, в том числе с федеральной долей софинансирования. Готовы поддержать три проекта «Агро-стартап». Здесь общая сумма финансирования более 15 млн рублей. Мы следим за развитием отрасли, рынка и оперативно вносим новые направления.

На территории Югры семь тепличных комплексов. Пять из них круглогодичных, два сезонных. Основной производитель, которого мы перезапустили в 2022 году, – тепличный комплекс «Агрофирма-1». Перспективы там большие. Есть вопросы по досвету, но я думаю, что инвестор со временем этот вопрос решит.

Сергей Землянкин, руководитель депутатской приёмной ТПП Нижневартовска:

 – В 2022 году Нижневартовск получил безвозмездной поддержки 149 миллионов рублей. Это в основном окружные деньги. А на 2023 год запланировано уже более 162 миллионов. Я сомневаюсь, что в других субъектах РФ назовут такие цифры.   

Нижневартовск всегда славился своими сельхозпроизводителями. Мы с «северов» своей колбасой и другой продукцией кормим Россию. Но в сельском хозяйстве у нас есть определённая специфика, связанная с климатическими условиями, природными ресурсами, болотами, а где-то и горы у нас – округ же большой! В Сургуте, Нягани, Нижневартовске, Нефтеюганске проблемы одни и те же. Допустим, в Нижневартовске всего 22 сельхозпроизводителя – это героические люди, скажу я вам. И аж 94 переработчика. Конечно, потребности города мы можем закрыть нашей продукцией. Но есть одно «но». Расчёт поддержки идёт по поголовью. И у нас в неравных условиях те, у кого поголовье до ста голов и у кого более ста. Лучше помочь тем, у кого более ста или менее ста? Я считаю, что это вопрос очень тонкий. У каждого свои условия.

 

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах