Примерное время чтения: 9 минут
274

В Югре на сельские администрации взваливают непосильную ношу

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 36. АиФ-Югра 04/09/2013

После нас хоть потоп

«Когда я вступил в должность главы, долг муниципалитета составлял около 1,5 млн. руб-лей. Для села с годовым бюджетом в 15 млн. это огромная сумма, – рассказывает глава сельского поселения Цингалы Алексей КОЗЛОВ. – Пригласил сотрудников контрольно-ревизионного управления, но они развели руками: «Да здесь даже бухгалтерия не велась!» Команда предшественницы распоряжалась казной, как своим кошельком. В течение трёх лет все договора заключались с одним предпринимателем – родственником главы. Конкурсы не проводились или назначались на период распутицы. Тот же человек числился завхозом, причём без материальной ответственности! Есть документы о незаконном начислении щедрых премиальных. А последние два года даже не платили налоги по зарплате. Растащили всё, что можно. Переданный на баланс поселения цех Лесозаготовительного участка оформили по другому адресу – на месте столярной мастерской, разобрали и распродали. Заведено несколько уголовных дел, но они тянутся уже больше года».

Почему надзорные органы не замечали происходящего – вопрос риторический. А вот отчего это стало возможным, стоит задуматься. 131-й федеральный закон взвалил на муниципалитеты большие полномочия. Финансового стимула тащить на себе этот груз нет – глава посёлка зарабатывает около 30 тысяч рублей. Директор сельской школы получает почти вдвое больше. «Наверное, поэтому на должность главы идут либо про призванию, невзирая на маленькую зарплату, либо чтобы нагреть руку на больших полномочиях», – сожалеет Алексей Козлов. «К кандидату на эту должность должны предъявляться строгие требования: высшее образование, опыт административной работы, – считает глава сельского поселения Мулымья Анатолий ЗАРЕЧУК. – Ведь как бывает: дядя Ваня всю жизнь собирал ягоды. Односельчане его любят за простоту. И вдруг он решает стать главой села. Что он будет делать на следующий день после выборов? Сам не знает».

Солёный хлеб управления

В Югре множество деревень себя не окупают. В них ничего не производят, а держатся они только на бюджетных организациях. Дотационные сёла финансируют по минимуму. «Около 80% полномочий не обеспечиваются финансами, – рассказывает Алексей Козлов. – А за их неисполнение можно заработать серьёзный штраф. Приходится экономить на всём, искать пути оптимизации, отстаивать свои интересы в суде».

Коммунальные услуги – головная боль большинства посёлков. «У нас расформировали профильную организацию по причине её нерентабельности, – рассказывает глава сельского поселения Согом Ольга КНЯЗЕВА. – Содержание дорог, уборка снега, работа электрика и ещё целый ряд вопросов лёг на наши плечи. Мы заключаем договоры с частниками. Это хлопотно и дорого». Новые обязанности нарастают, как снежный ком. «Межпоселковое сообщение должен обеспечивать район. Но причалы не содержат в порядке, и нам приходится самим искать способы решения проблемы, – рассказывает Алексей Козлов. – Утилизация мусора – тоже задача районных властей. Она не решалась, выполнять пришлось нам. На мой взгляд, это слишком». В Согоме невнимание районных чиновников к утилизации отходов привело к появлению несанкционированной свалки. «Гора мусора росла, а у меня не было полномочий и средств её ликвидировать, – рассказывает Ольга Князева. – Удалось добиться установки мусоросжигателя. Но вопрос утилизации стекла и металла остался открытым».

Муниципалитет могут наказать и за исполнение чужих полномочий. Рядовые жители зачастую этого не понимают – рьяно добиваясь социальных благ, они фактически требуют от главы нарушить закон. «Жители посёлков, чуть что, – пишут жалобы губернатору, это похоже на эпидемию, – возмущён Анатолий Заречук. – Сегодня позвонила женщина, требовала решить вопрос отстрела собак. Я объяснял ей, что это полномочия района, а она в ответ пугала меня прокуратурой. Беда в том, что вышестоящие органы реагируют даже на бестолковые жалобы и анонимки. Ставя глав посёлков в такие условия, из них делают «швондеров». Сегодня каждый глава ходит, как под гильотиной. Этот кусок солёного хлеба со мной ест и мой коллектив. Я могу опереться только на коллег и закон».

Будущее у маленьких сёл есть, уверены главы, но нужно грамотно распределить полномочия и создать комфортные условия для бизнеса. «У нас можно производить пеллеты – брикеты из древесных отходов для отопления и блоки из опилкобетона для строительства, – считает Ольга Князева, – можно открыть пекарню или тепличное хозяйство. Но предпринимателей, готовых заняться этим, пока нет». «Аграрный комплекс не идёт дальше натурального хозяйства, – считает депутат Думы сельского поселения Цингалы Ярослав БЕЛЯКОВ. – Жители, готовые работать на земле, не выходят за рамки частных подворий». «Как только у нас появляется предприниматель, на него сразу нападают надзорные органы, – рассказывает Алексей Козлов. – Если поддерживать «частников», у села будут перспективы».

 


КСТАТИ

Губернатор Ульяновской области Сергей МОРОЗОВ предложил упразднить администрации сельских поселений, оставив в селах лишь две должности – администраторов и сельских старост. Первый будет блюсти исполнение закона, второй – представлять народные интересы. Оба – на общественных началах. Все высвободившиеся в результате реформы деньги глава региона считает необходимым направить на улучшение жизни людей на селе. Он убеждён, что администрация в той форме, в которой она существует сегодня, не способна системно решать проблемы на селе.

МНЕНИЕ ЭКСПЕРТОВ

Председатель Общественной палаты Югры Виктор ЗАБОЛОТСКИЙ:

– В ходе реформы местного самоуправления в основу территориального деления были положены географические, а не экономические принципы. Многие поселения в округе оказались нежизнеспособными. Но, на мой взгляд, любое село можно «оживить» при наличии сильного главы. У него есть инструменты, чтобы поддержать фермеров. Главное – найти прибыльное направление. Кроме того, работу глав должны контролировать общественные советы. В большинстве югорских сёл общественные советы возглавляют сами главы. Это в корне неверно.

Депутат Думы Ханты-Мансийского района Александр ТАМИЛИН:

Закон уравнял крошечные сёла и крупные посёлки – это всё называется сельскими поселениями. Кроме того, те полномочия, которые раньше выполнялись государством и были подкреплены дополнительными денежными источниками, свалились на глав поселений с финансированием из расчёта на душу населения. Большие обязанности требуют большого штата сотрудников. Вот и получается, что львиная доля бюджета маленьких сёл неизбежно уходит на зарплату специалистов. Очевидно, что собственная Дума и администрация в селе численностью 300 человек – это неизбежный кадровый голод и недовольство населения. Была попытка внести поправки в 131-й закон, чтобы муниципальными образованиями признавались только сёла определённой численности, скажем, от 50 тысяч человек. Это было бы спасением для сельской России.

МНЕНИЕ ВЛАСТИ

У муниципалитетов нет стратегии

Глава Нефтеюганского района Владимир СЕМЁНОВ:

Российское местное самоуправление переросло «детский возраст», а детские болезни остались. Но это, как корь, лучше переболеть в раннем возрасте, но приобрести иммунитет на всю жизнь. Законодателей, на мой взгляд, должна волновать проблема финансовой самостоятельности муниципальных образований. Справедливости ради скажу, что федеральные власти многое делают, чтобы найти золотую середину в денежных взаимоотношениях с регионами, чтобы уравновесить сложную, запутанную систему взаиморасчётов. С нынешнего года, например, все денежные штрафы за нарушения муниципальных правовых актов поступают в муниципальные бюджеты.

Опасна и другая крайность – постоянные изменения в правилах игры. Нормативная лихорадка, в которой вынуждены функционировать местные власти, не прибавляет эффективности нашей работе.

Время от времени возникают финансовые коллизии, которые делают невозможным финансовое обеспечение того, что муниципалитеты обязаны делать. За примером далеко ходить не надо, есть такая специфически-российская проблема, как содержание и строительство автомобильных дорог общего пользования внутри населенных пунктов и особенно – между границ поселений.

Но главная беда и опасность – это даже не слабости существующей финансовой схемы, а зачастую отсутствие стратегии местной власти, чётких целей, размытость и неопределённость приоритетов в социально-экономическом «портрете» всего региона. Имея чёткую программу, даже при нынешней «урезанной» схеме финансирования, которая, я уверен, будет совершенствоваться, местные органы имеют достаточно возможностей.

Можно бесконечно сетовать на несоответствие между финансовыми потребностями муниципалитетов и предоставленными им доходными источниками, но от этого мало что изменится. Надо уметь работать в сложившихся реалиях.

ОСОБОЕ МНЕНИЕ

Село «подсело» на бюджет

Председатель общины малочисленных народов Севера «Салым» Людмила БЕЛКИНА:

– Глава администрации ближе всех к жителям посёлка. И поэтому одна из важнейших задач для него – отличать тех, кто действительно готов работать, от тех, кто просто хочет получить лёгкие деньги за счёт какой-нибудь программы. В отличие от представителей региональной власти, он всех видит и нередко почти всех жителей посёлка знает лично.

Очевидно, что помогать предпринимателям – в интересах самого главы. Другое дело, что население зачастую пассивно и не хочет заниматься бизнесом, тем более – сельским хозяйством. Во многих деревнях даже огороды пустуют. Сельчане привыкли получать бюджетную зарплату и покупать всё готовое в магазине.

Кроме того, у главы нет реальных рычагов поддержки тех же фермеров. Он разве что может помочь получить грант. А развивать сельское хозяйство нужно комплексно, в масштабах страны или хотя бы региона. Допустим, я решу заняться молочным скотоводством. Возникает сразу несколько проблем. Во-первых, чтобы накосить сено, нужно получить землеотвод, а это очень сложно. Во-вторых, молоко нужно вывезти на «большую землю» для реализации. А в-третьих, если я даже вывезу его, нет рынка сбыта. Если продукцию невозможно реализовать – все затраты идут насмарку. Кроме того, организация частного предприятия предполагает оформление множества бумаг, юридическую «подкованность». Нередко простой житель села, осознавая всё это, сразу опускает руки. Эти проблемы администрации одного конкретного посёлка решить не под силу. Поэтому все благие намерения упираются в недоработки законодательства.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах