Нежелательный прирост
В 2014 г. Югре утвердили квоту – 150 временных разрешений на пребывание иностранцев (в соседней Свердловской обл. – 1,5 тысячи). Это для тех, кто не имеет оснований для проживания в наших краях, кто едет наудачу, в надежде «зацепиться». Ведь от вида на жительство и до гражданства недалеко. «Квоты утверждает правительство РФ по предложению региональных властей, – говорит руководитель окружного управления Федеральной миграционной службы Ольга Полякова. – В округе нет большой необходимости в притоке населения извне, потому и квота невелика».
Выдаются разрешения на пребывание в округе и вне квот. Например, если дети или нетрудоспособные родители – граждане России. Таких разрешений в Югре в прошлом году было более 3 тысяч. Сайты знакомств пестрят анкетами серьёзно настроенных мужчин из ближнего зарубежья. Кроме того, в 2013-м 50 тыс. составила квота на иностранную рабочую силу – ещё один шанс осесть (в Челябинской обл. – 15 тыс.). Кстати, лишь каждый пятый житель Югры – местный уроженец.
«Уменьшение квот не влияет на быстро меняющийся национальный облик округа, и это тревожит старожилов», – утверждает социолог Анна Перевозчикова. «Зачем вид на жительство человеку, если оснований для пребывания на территории страны у него нет?», – недоумевает Людмила Фёдорова, руководитель Няганского общества русской культуры.
И не друг, и не враг – а кто?
Квоту «расхватывают» за считанные дни. «9 января в офисе был ажиотаж, но сотрудники справились за день, – отмечает Ольга Полякова. – Кому разрешение не досталось – пусть уезжают на родину либо срочно трудоустраиваются». За видом на жительство иностранец должен обращаться лично. Но ехать в Югру откуда-нибудь из Худжанда лишь для того, чтобы постоять в очереди и уйти без бумаги – совсем не то, что местному горожанину до УФМС дойти. Это долго, дорого, хлопотно... Конечно, часть «гостей» остаётся пытать счастья, и силовикам приходится разыскивать «незаконно зависших». За прошлый год из Югры «проводили до границы» более 2 тыс. иностранцев – и всё за казённый счёт.
«Это напоминает битьё комаров в комнате с открытой форточкой, – приводит аналогию Анна Перевозчикова. – Въехать в страну несложно, а потом люди в погонах разгоняют «шанхаи» и «резиновые» квартиры»... «Если бы заявления принимали в онлайне, было бы проще и иностранцам, и чиновникам», – считает глава таджикской диаспоры Сургута Файзуло Аминов. Не мы ли сами провоцируем иностранцев на нарушения, заманивая их квотой?
Есть и другие точки зрения. «Экспансия Китая и прочие угрозы, общее прошлое приведут к тому, что Россия и бывшие республики СССР вновь будут вместе, – размышляет Анатолий Бундуки, председатель Когалымского отделения Союза ветеранов Афганистана. – И если быть дружелюбнее, это случится быстрее. Не надо уравнивать бывших соотечественников с иностранцами. Надо активнее сотрудничать».
Мысль не нова, но когда работа малоэффективна, надо подумать – то ли и так ли ты делаешь? В миграционной политике давно следует навести порядок, а не играть с правилами и количеством квот.