Примерное время чтения: 5 минут
168

Доктор биологических наук Сергей Логинов:«Спортивную науку надо возрождать»

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 9. АиФ-Югра 26/02/2014
www.globallookpress.com / www.globallookpress.com

Лыжню учёному!

– Сергей Иванович, тема ваших исследований – физическая активность, связанная со здоровьем. Она применяется в практике?

– Прикладные аспекты интересны тренерам, специалистам в области физкультуры, врачам, эпидемиологам, обычным людям, которые хотят знать, как проводить тренировки? Как определить уровень готовности спортсмена к соревнованиям? Мы сотрудничаем с сургутскими спортшколами «Олимп» и «Ермак», с тренерами по плаванию и дзюдо, разработали и запатентовали компьютерные программы. Они во многом помогают тренеру- от составления медико-биологического паспорта спортсмена до построения тренировочного процесса, управления им, прогнозирования результатов. Это может помочь в отборе наиболее талантливых и способных детей.

– Почему маленькие европейские страны так успешны в спорте? Не в науке ли дело?

– Завершилась эпоха, когда в подготовке решающими были организационно-методические условия тренировок на базе научных достижений советского периода. Вновь на ведущие роли выходит научное сопровождение. Не периодические консультации, а непрерывное участие учёных на лыжне, у бортика бассейна, в спортзале. Великий норвежский биатлонист Бьорндален – постоянный объект исследований. Он бегает, облепленный датчиками, в шлеме с вмонтированным в него газоанализатором. Не удивлюсь, если эту электронику у нас же и заказывали! У нас ведь есть уникальное оборудование, центр подготовки космонавтов – но для спорта таких задач никто не ставит и системно к их решению не подходит.

Норвежцы доминируют в лыжном спорте, шведы и финны обыгрывают нас в хоккей. Шайбы в Советской России гоняли сотни тысяч людей, тренерам было из кого выбирать. Теперь занимающихся спортом – всё меньше, в спортшколы берут всех подряд, лишь бы места занять. А ведь следует отбирать лучших! Может, Олимпиада в Сочи послужит стимулом?

Я не говорю, что у нас всё плохо – первое место в медальном зачёте и убедительные победы олимпийцев говорят о многом. Но состязания выявляют слабые места, и над ними надо работать.

– Действительно, в первые дни состязаний был ряд обидных поражений, падений. Причин находят немало: то трибуны не так шумят, то спортсмен уставший…

– Возьмём биатлон. В нём всё влияет на результат – снаряжение, оружие, смазка лыж, освещённость, погода… Но еще и психология! Хорошо тренированный человек, но с недостаточной психологической устойчивостью, может показать далеко не тот результат, на который способен. Верно сказал в интервью Лёша Волков, наш магистрант: «если отстал и вынужден догонять – на огневом рубеже придется стрелять не на том пульсе, что нужен». Задача науки – сделать так, чтобы «сбоев и неполадок» в работе организма спортсмена было как можно меньше, чтобы он был готов биться за медаль.

Таланты надо отыскать

– Тренеры отбирают перспективных спортсменов, основываясь на опыте. Наука предлагает новые способы отбора?

– Чехов – всего 10 млн., но они нашли и вырастили такую мощную биатлонистку, как Соукалова. Там умеют применять последние достижения науки. Генетики выявили у ведущих спортсменов так называемые хромосомные локусы – «маркеры» способностей к тому или иному виду спорта. В России это тоже есть. Сургутяне участвовали в подобных исследованиях вместе с учеными из Санкт-Петербурга лет 8 тому назад. Мы осмотрели и взяли соскобы со слизистой рта у 400 детей. Выявили по 4 признакам несколько ребят, гены которых говорят о задатках отличных спортсменов. Стоило это, кстати, недорого – в пределах 2 тыс. руб. Идея хотя и не дает стопроцентной гарантии, но нуждается в разработке и применении.

– На открытии Олимпиады флаг несли космонавт, режиссёр, дирижёр, геймер и другие знаменитые россияне, но среди них не было ни одного учёного. Это показательно?

– Да. В последние годы в России отношение к науке – не то чтобы прохладное, а вообще «никакое». Более 150 тыс. наших соотечественников, цвет научного мира, уехало за рубеж. Работают в Штатах, в Европе, зарабатывают им научную славу и нобелевские премии. С оттоком «мозгов» страну и СМИ заполонили десятки тысяч знахарей, гадалок, экстрасенсов. Это закономерно: когда уменьшается пропаганда научных знаний – плодятся шарлатаны, морочат людям головы псевдонаучностью. К примеру, вода действительно имеет «память»: пройдя через организм, она сохраняет «отпечаток» его обмена веществ. Но чтобы изменять структуру от произнесённых над нею слов с экрана телевизора – такого про воду в реальности пока никто не доказал.

Надо возрождать науку. Создавать кампусы, спортивно-ориентированные научные лаборатории. Подключать к подготовке спортсменов не только специализированные институты в Москве, Санкт-Петербурге, Волгограде, но и лаборатории университетов, медицинских центров. Дооснастить их, обеспечить заказами. И заняться кадровым вопросом. Кто уехал в Штаты, тех не вернуть – значит, придется растить новых учёных.

Досье:
Сергей Логинов родился в 1946 г. в пос. Ветлужском Красно-Баковского р-на Горьковской обл. Окончил Владимирский пединститут. Доктор биологических наук, профессор по кафедре медико-биологических основ физической культуры СурГУ, зав. лабораторией биомеханики и кинезиологии, руководитель магистерской программы.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах