Югорчане стали чаще обращаться к уполномоченному по правам человека. Нередко он становится их последней надеждой на справедливость. В прошлом году югорский омбудсмен Александр Сидоров получил 541 обращение. В 2013 году – 417, в 2012 г. – 306. У человека много прав. Какие из них нарушаются в округе чаще всего?
Прогнившая бюрократия
Большинство заявлений касалось сферы жилья, строительства и незаконных действий администраций муниципалитетов в ЖКХ.
«Мой дом построили 40 лет назад. Все балки давно cгнили! В стенах – дыры. Того и гляди рухнут перекрытия», - возмущался сургутянин Михаил Илюшин.
Администрация города не могла определить, является ли «деревяшка» по улице Рабочая 31/1, построенная как временная, на санях, аварийной. А дом стремительно разрушался.
«Мы советовали администрации заново собрать межведомственную комиссию. В результате дом был переведён из категории «подлежащий ремонту» в категорию «под снос и расселение», - рассказывает Александр Сидоров.
По его словам, в Югре было выявлено 5 таких домов: два - в Ханты-Мансийске, два – в Сургуте, и по одному - в Нягани и Мегионе. Чиновники двух последних городов пытались незаконно выселить из балков на улицу сразу несколько десятков человек.
«Неразумные действия администрации привели к созданию тупиковых ситуаций. Чиновники понимали, что выгоняют людей из временного жилья незаконно, но ранее вынесенные судебные решения связывали им руки. Пришлось вмешиваться и давать делам задний ход, - объясняет Сидоров. - Таких ситуаций не произошло бы, если более ответственно подходить к своей работе, а не мучить людей отписками».
Больше всего жалоб поступило из Сургута – 124.
Лицом к народу
Жалобы, касающиеся гражданско-правовых вопросов, претензии к сотрудникам УВД, юстиции, регистрационной службы и ГИБДД расположились на «почётном» втором месте – 100 обращений. На прокуратуру, УФСИН, нарушение прав человека в системе уголовной юстиции и суды поступило 87 жалоб.
«Люди постоянно недовольны чем-то. Наказание кажется им то слишком строгим, то слишком мягким, - говорит Сидоров. - К чести судов, прокурорские проверки почти всегда соглашались с их решением».
Много было обращений и от граждан, вынужденно покинувших Украину».
«Проблемы возникали в первую очередь у тех, кто приезжал в округ не организованно. Таких было свыше 6 тысяч человек. Работники УФМС месяцами оформляли им временные разрешения на пребывание, и ситуация грозила выйти из-под контроля. Пришлось действовать через федеральные органы», - рассказывает правозащитник.
Больной вопрос - пенсионное обеспечение. Не все югорчане, выходя на пенсию, из-за неразберихи 90-х могут подтвердить трудовой стаж.
«Фирмы поголовно не сдавали в архив документацию или вовсе растворялись в неизвестности. Было потеряно огромное количество документов. Но это не должно лишать человека пенсии», - говорит омбудсмен и предполагает, что таких обращений будет ещё больше.
По словам Александра Сидорова, лишь в 30% случаев люди действительно нуждаются в помощи.
«Есть масса моментов, требующих проверки, - отмечает он. - Поэтому вопросы рассматриваются долго. Мы отправляем один запрос, второй, третий. Собираем всю информацию, обобщаем её и тогда принимаем решение. Либо «продавливаем» вопрос, либо обстоятельно, со всеми аргументами сообщаем человеку, что его вопрос не может быть решён так, как ему бы хотелось».