О Второй мировой и Великой Отечественной войнах написаны тысячи книг. Книг о Первой мировой меньше на порядок. А об участии в ней югорчан – одна. Ее автор – краевед Владимир Струсь. Недавно он при участии архива Югры презентовал второй том книги «Первая мировая война в жизни югорчан». Издание называют уникальным.
Многое ещё засекречено
– Владимир Филиппович, как получилось, что повествование вы начали сразу со II-го тома?
– Приём этот не нами открыт. Начало положил Джордж Лукас в саге «Звёздные войны. Эпизод IV». Фишка в том, что сага началась с обратного отсчёта, то есть фильм был первым по году выпуска и четвёртым по сюжетной хронологии. У нас и в мыслях не было тягаться с Лукасом, но... большой объём информации и сжатые сроки сдачи материала не дали нам выбрать классический путь. Волей-неволей пошли по-лукасовски.
Сейчас завершается работа над III томом «За Веру, Царя и Отечество», который посвящён службе в рядах Русской армии периода 1890-1918 годов. IV том – о жизни мирного населения Тобольского, Берёзовского и Сургутского уездов в годы Первой мировой войны. I том – самый значительный, эпический и героический, как и положено по законам жанра, выйдет последним.
– Как возникла идея заняться темой участия югорчан в Первой мировой войне? Ведь тема Второй мировой лучше освещена, и найти информацию проще.
– Идея пришла не сразу. С 1986 году занялся видеолетописью своей малой родины – села Зенково Ханты-Мансийского района. В 2001 году продолжил видеосериал печатным словом «Летопись села Зенково и окрестных деревень». В 2008 году журнал «Югра» опубликовал мой очерк «Может, Господь спасёт меня (Жители Самаровской волости в годы Первой мировой войны)». Пожалуй, это и послужило точкой отсчёта. А в 2012 году я темой Первой мировой «заболел» окончательно и бесповоротно. И сейчас редко когда не снятся приказы, Георгиевские кавалеры, списки мобилизованных…
Понимаете, об участниках Великой Отечественной войны у нас в округе написано немало. Не хотелось бы изобретать «велосипед». К слову, многие документы по Первой мировой всё ещё засекречены, и, по-моему, наметилась тенденция к ещё большей засекреченности.
«Я восхищаюсь лицами героев…»
– Сколько времени и сил было потрачено на поиск информации? Как родственники воевавших в годы Первой мировой отнеслись к идее увековечить земляков в книге?
– Трудно сказать, сколько времени, сил и нервов было затрачено конкретно на II том. Работа над всеми четырьмя томами ведётся параллельно. Если со сдачей фотографий от хранителя проблем не было, то воспоминания о предке иногда приходилось «выбивать» – все мы немного с ленцой.
Основные поставщики документов – Тобольский государственный архив и Государственный архив Югры. Помотался и по стране: Тюмень – Новосибирск – Москва - Санкт-Петербург. Но порой никаких нервов не хватает. Из военно-исторического архива ответа на подтверждение о награждении Георгиевским крестом приходится ждать 4-6 месяцев.
Я всегда радуюсь, как ребёнок, когда приносят фотографии с изображёнными на них солдатами Русской императорской армии. А уж если поступит фото Георгиевского кавалера – восторгу нет предела! Это как клад нашёл! Сижу и восхищаюсь лицами героев! Сейчас совершенно иные лица. Я даже отказался от полной ретуши потрёпанных фотографий, не хочу выхолащивать время…
– Сколько земляков удалось вернуть из «забвения»? Есть ли какие-то случаи, произошедшие с югорчанами, которые Вам особенно запомнились?
– Во втором томе приведены краткие справочные сведения на 1870 лиц, призывавшихся на военную службу в период 1890-1918 годах. Но это не означает, что все они участники Первой мировой войны. В I томе будет опубликовано ещё около 1200 персоналий.
Особенных случаев с югорчанами немало. Комок вставал в горле, когда читал воспоминания близких, которые, провожая в последний путь своего отца или деда, при отсутствии нательного крестика клали в гроб Георгиевский крест.
Ещё запомнилось: многие фронтовики после общей демобилизации Русской армии вернулись в родные деревни вооружёнными «до зубов». Кто с кавалерийской шашкой, наганом, кто с гранатой, кинжалом, трёхлинейкой. Поразил факт, когда на подворье у одного фронтовика из Самаровской волости был обнаружен станковый пулемёт «Максим»! Но в этом случае ещё много неясного.
Лёгкий шок испытал от документа, в котором указывалось, что в деревне Зенковской, на моей малой родине, в 1916 году был единственный на всю Самаровскую волость завод, работающий на оборону страны!
Если посмотреть на фотографию к статье, то заметим любопытную деталь: в левом верхнем углу фотокарточка прошита нитками. Известно, что д. Скрипунова на всю Самаровскую волость славилась умельцами колдовских чар. Вероятно, таким образом суженая «пришила» служивого на возвращение к ней живым. Так и вышло! В 1918 году они обвенчаются и проживут до глубокой старости.
– Воевало ли в Первой мировой коренное население Югры – остяки и вогулы – или призывалось только русскоязычное население? В каких войсках пришлось воевать югорчанам?
– В учебнике «История Ханты-Мансийского автономного округа с древности до наших дней» дан весьма лаконичный ответ: «На инородцев в царской России воинские повинности не распространялась». Возникает вопрос – почему? Это мы попытаемся осветить в IV томе.
Многие наши земляки воевали в номерных Сибирских стрелковых полках. В историю Первой мировой войны вошло сражение в сентябре 1914 г. под Пясечно, близ Варшавы, когда I-я Сибирская стрелковая дивизия, где в 4-м Сибирском полку служили наши воины из Самаровской волости, не успев толком разгрузиться из эшелонов, сходу успешно атаковала противника.
«Засветились» наши люди в элитных воинских частях – Императорской Лейб-гвардии и многих других полках.
– Кто помог в издании книги и куда разойдётся тираж?
– Тираж II тома всего 300 экземпляров. Но в нашем случае он тютелька в тютельку. Книги поступят в школы и библиотеки Ханты-Мансийского района, школы Ханты-Мансийска и Тюмени, в архивные и музейные учреждения округа, в Государственную библиотеку Югры, и главным поставщикам-адресатам – потомкам участников Первой мировой. Ведь II том, можно сказать, Народная книга памяти, написан с ними совместно.
Издали книгу на средства депутата Тюменской областной Думы Сергея Сергеевича Козлова. Не обойтись без благодарности и признательности моему ближайшему соратнику и ответственному секретарю проекта, по совместительству – жене, Завьяловой Лидии Михайловне. Без её подвижничества проект не скоро явился бы на свет Божий…
Беседовал Кирилл КУЗНЕЦОВ