На наши вопросы ответил профессор Глеб ГОРЫНИН. По его мнению, чтобы решить проблемы строителей, надо навести порядок в образовании.
Что такое «хорошо»?
– Глеб Леонидович, по мнению многих, качество строительства снизилось. Почему?
– Чтобы найти причину, нужно понять, что проблема возникла не вчера. В советские годы тоже строили спустя рукава. Высоким качество строительства было только в царской России. Строек таких масштабов и такого качества, как Транссибирская магистраль, в советское время не было и сейчас нет. Кстати, ещё недавно на металлических конструкциях Омского железнодорожного моста через Иртыш можно было увидеть пометку «1913 год». Вот это качество! А после революции мы его потеряли. В царской России были очень квалифицированные инженеры. Сегодня на экскурсиях по Манхэттену показывают великолепные мосты, спроектированные русскими эмигрантами. Весь мир до сих пор изучает сопромат по учебникам, написанным в царской России.
– Что же такого было в те времена, чего у нас нет?
– Система образования. Сегодняшний студент по уровню знаний не дотягивает даже до выпускника царской гимназии. И проблемы закладываются ещё в школе. Ребят не учат самообразованию и дисциплине. А в вузе всё усугубляется.
Единственный способ заставить учиться ребят, испорченных вседозволенностью, – страх отчисления. Но система подушевого финансирования вузов это исключает, ведь сколько студентов – столько и денег. Ребята это понимают и просто не учатся. В царской России двоечнику в принципе не могли поставить «тройку», а у нас ставят и дают диплом.
А теперь представьте: эти расхлябанные двоечники-инженеры должны в точности выдержать технологию на производстве. Как думаете, смогут? Они попадают в мир реальных проблем, где нужна воля, где идёт давление со стороны заказчика, где требуются люди со стальными нервами и высокими моральными качествами. А инженер подчас не знает, как отличить халтуру от качественной работы, рабочие вешают ему лапшу на уши.
Все выпускники строительных факультетов со временем занимают те или иные руководящие должности в отрасли, а значит, пробелы в образовании превращаются в реальные недоделки строительных объектов. Недавнее поколение двоечников уже заняло свои руководящие посты, и они очень по-своему понимают, что хорошо, а что плохо. Лучший для них – тот, кто быстро сдаст объект. Недоделки – в порядке вещей.
– Говорят, что троечники более успешны в современной жизни…
– А это как раз свидетельствует об испорченности системы. Ценятся люди, готовые пойти на нарушение.
В поисках системы
– Сегодня по темпам строительства лидирует Китай. Почему мы так не можем?
– В Китае для строительных факультетов закупается лучшее оборудование, приглашаются учёные со всего мира. Тайбэйский университет входит в двадцатку лучших вузов планеты, а наш МГУ – во второй сотне. Китайцы вкладывают деньги в инновации. Российский бизнес к этому не готов и не станет этого делать, если не будет соответствующей политики со стороны власти. Правительство Югры – крупнейший заказчик округа в сфере строительства, оно заинтересовано в снижении себестоимости. Но о снижении затрат никто по-настоящему не заботится.
– А как, по-вашему, можно добиться снижения?
– Вот пример: округ ежегодно тратит на дороги более 20 млрд. рублей, но они быстро изнашиваются. Мы знаем, как сделать дорогу значительно долговечнее, а значит, дешевле. Однако окружной департамент транспорта и дорожного строительства ответил на наше предложение отказом, объяснив, что финансирование научных разработок – это нецелевое расходование денег. В бюджетах профильных департаментов не заложено ни рубля на науку. Научные исследования для университетов финансируются только через департамент образования. А там работают в основном бывшие учителя. Они не способны оценить проект, им это даже не интересно. Система управления на уровне округа устроена крайне нерационально. Например, ЛВЛ-брус, который производят в Нягани, продают в Чехию или используют как вагонку. А ведь это ценнейший материал, который мог бы использоваться на наших стройках в качестве несущих конструкций вместо стали и бетона.
– Как можно изменить ситуацию?
– Югре необходимы системные изменения. Нужно выработать новую политику в области строительства. И она должна охватывать не только условия строительства и контроль качества, но и инновации, и образование. Власти должны наладить контакт с вузами и опереться на них. Проблему качества жилья можно решить только с помощью специалистов высокой квалификации. Добейтесь высокого стандарта управленческих, инновационных и технологических решений в университете, и вся строительная отрасль начнёт меняться на глазах. В неё придут новые люди и предложат решения проблем, которые сегодня кажутся тупиковыми.
– А что будет, если этого не сделать?
– Пока в округе строятся дома ниже 25 этажей, рушиться мы не начнём. Но этажность постепенно растёт. Пора задуматься.
Досье: Глеб ГОРЫНИН родился в1963 г. в Омске. Выпускник механико-математического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова. Автор двух научных монографий и свыше 90 научных публикаций. Зав. кафедрой «Строительные технологии и конструкции» Сургутского государственного университета, профессор, доктор физико-математических наук, академик Российской академии естественных наук.