Вези меня, кораблик
Проблем в посёлке - выше его крыш: и мусорные свалки, и непролазные дороги, и непригодная к хозяйственным нуждам вода, а главное - отсутствие «дороги жизни», связывающей посёлок с Ханты-Мансийском, от которого сельчане зависят, как дитя от матери. И работа, и покупки, - всё необходимое приходится добывать в окружной столице. Летом единственный транспорт - «Линда». Но на слиянии Оби и Иртыша в непогоду бывает сильный вал, и небольшое пассажирское судно не может причалить к пристани, а люди по 2-3 дня не могут выбраться из посёлка. Настоящая, капитальная дорога позволила бы жителям трёх посёлков значительно облегчить свою жизнь.
Местные жители ещё семь лет назад попробовали сдвинуть с места вопрос строительства дороги до окружной столицы. Написали письмо экс-губернатору Филипенко. Собрали 760 подписей. Власти поначалу построить дорогу согласились. «Первоначально цена вопроса составила 1 млрд 8 млн., через два года - уже 2 млрд., а сегодня её стоимость выросла до 7 миллиардов!» - Рассказывает житель п. Луговское Анатолий Доронин. Неудивительно, что в сентябре этого года правительство округа решило никак не решать этот вопрос. Проект рассмотрели и признали нерентабельным, проблему должны решить суда на воздушной подушке, - сообщил в ответ на запрос губернатору его первый зам. Александр Ким. Но не только высокая стоимость встала на пути многострадального проекта.
Без вины виноватые
Альтернативный вариант строительства «стоил» всего 3,2 млрд рублей, но 18 км. автодороги в этом случае должны были пролегать в границах водно-болотного угодья, другими словами - в заповедной зоне, через которую проходят пути миграции водоплавающих птиц. Эти угодья охраняются Рамсарской конвенцией. «Даже при принятии природоохранных мероприятий полностью исключить негативное воздействие на окружающую среду не удастся», - отписал жителям зам. губернатора Валентин Грипас. «Так в нескольких километрах проходит автодорога до Талинки, намывается песок для строительства коттеджей, - недоумевает Анатолий Доронин, - и даже любительская охота у нас разрешена, так при чём здесь заповедник»? Белогорье и Троица находятся на южной границе угодья, ни мест гнездования, ничего особо важного в этом районе нет. Можно предположить, что и никакого ущерба для птиц дорога длиною в 31 км. представлять не может. И птицы, и болота, и реки, и расчёты ведомств ополчились против Луговской территории, и кто из них страшнее, неизвестно.
Странно, что в департаменте экологии ничего не слышали об угрозе охраняемой зоне, с ними проект этой дороги никто не согласовывал. После обращения редакции «АиФ - Югра» специалисты запросили у «дорожников» карты, и через несколько дней смогут дать своё официальное заключение. Россия - страна большая. Деревень и посёлков, до которых «только самолётом можно долететь», предостаточно.
Сколько живём, а дураки и дороги остаются нашими главными проблемами. И так будет, пока странный для нефтяной державы, нефтяного региона, да и в принципе для нормальных людей вопрос «деньги или люди» будет решаться в пользу денег.