Власти страны пытаются навести порядок на алкогольном рынке. Так, за 2014 год потери госбюджета от неуплаченного акциза составили порядка 31 млрд рублей. Искоренить контрафакт призвана система ЕГАИС. Но так ли она эффективна?
Тотальный контроль
ЕГАИС (единая государственная автоматизированная информационная система) позволяет отслеживать алкогольную продукцию от ее производства и до продажи потребителю. 29 июня 2015 года был принят Федеральный закон, согласно которому ЕГАИС поэтапно вводится в оптовом и розничном звене. Так, с 1 января 2016 года к системе подключились оптовики. С 1 июля 2016 года - розничные магазины в городских поселениях, с 1 июля 2017 года - должны подключиться сельские магазины.
«Система позволяет потребителю контролировать и видеть, кем была произведена алкогольная продукция, от кого она поступила, и когда он ее приобретал, на каком сроке после своего производства она находится, - рассказывает руководитель Межрегионального управления Росалкогольрегулирования по УрФО Юрий Чащин. - Мы видим, где и какая алкогольная продукция проходит партиями. Если вдруг через кассу будет проходить нелегальная продукция, то у нас в системе высвечивается красная строка и, согласно нашим методическим рекомендациям, есть возможность возбудить административное дело, выехать по месту выявления»
По состоянию на 11 апреля, к системе ЕГАИС подключились 83,9% организаций Югры, торгующих алкоголем в розницу. И 100% оптовиков. Программное обеспечение предоставляется бесплатно.
По словам Юрия Чащина, сегодня потребитель может сам определить, покупает он поддельный алкоголь или легальный. Необходимо обратить внимание на ряд вещей: как продукция упакована, насколько плотно прилегает крышка, как наклеена этикетка, как расположена марка. Поддельные марки видно невооруженным глазом.
«Основная сложность в изготовлении марки - это нанесение серии и номера, - говорит Юрий Чащин. - Эти марки изготавливает Госзнак. Он печатает информацию точками. Марка имеет много степеней защиты, таких, как переливы, переходы цветов. При ультрафиолетовом свечении проявляются степени защиты. На поддельной продукции идёт обычный штемпель».
«Фанфурик» есть, ума не надо
Но если заводской алкоголь государство ставит под контроль, то пока непонятно, как быть с так называемыми «фанфуриками» - небольшими флаконами с технической спиртосодержащей жидкостью. Из-за своей дешевизны они крайне популярны среди лиц, страдающих алкогольной зависимостью. Особенно в деревнях. И никто не может контролировать их оборот.
Тем интереснее пример предпринимателей из отдалённого поселка Саранпауль Берёзовского района. На большом собрании они добровольно решили отказаться от продажи «фанфуриков».
«Собрать предпринимателей решил молодой начальник участка полиции, который за короткий срок работы уже убедился, что определённый слой населения эту гадость пьёт, болеет и часто умирает, - говорит местный предприниматель Усик Маркосян. - Фанфурики для России - это хуже, чем Обама и Эрдоган вместе взятые. Когда два десятилетия столько народа от них помирает, то нечаянно подозреваю: неужели это специально разрешено, чтобы быстрее избавиться от неблагополучного слоя населения?»
Тем не менее, предпринимали поначалу не понимали, почему им нельзя «фанфурики» продавать, если их никто не запрещает производить?
«Если вы заботитесь о населении, то поднимайте зарплаты. Тогда люди будут только качественное спиртное покупать. А то государство цену на водку подняло, зарплаты заморозило, работы нет в селе...», - посетовал один из предпринимателей.
Но в конечном итоге владельцы торговых точек Саранпауля пришли к общему мнению, что продавать отраву действительно не стоит. И добровольно решили прекратить это дело, дав друг другу слово.
«Не зря же говорят о Слове Купца, - заключает Усик Маркосян. - Раньше оно дорогого стоило. Хочется, чтобы и сейчас оно было в цене».