Чьи лавры?
15 лет назад преподаватель русского языка и литературы Валентина ШЕСТАКОВА получила в качестве дополнительной нагрузки школьный музей. По её словам, за годы работы она увеличила число экспонатов с 38 до 2 тысяч. Собрала музыкальные инструменты, самовары, фототехнику советских времён, одежду манси, предметы быта русских исследователей – отголоски Нижне-Нарыкарской экспедиции и даже кости мамонта – 17 уникальных коллекций! Редкие вещи Валентина Иосифовна искала в ближайших сёлах, просила, выкупала на собственные деньги, выменивала на местную «валюту» – рыбу и водку. Со временем музею выделили отдельное здание, а должность Шестаковой стала называться «педагог дополнительного образования». Всё бы ничего, но долгие годы музей развивался на фоне вялотекущего конфликта Валентины Иосифовны с директором школы Владимиром ВОРОБЬЁВЫМ, который, как значится в документах, является основателем музея и собрал те самые первоначальные 38 экспонатов.
– Директор всегда игнорировал музей. Из-за личной неприязни замалчивал мои достижения. А ведь всё здесь делала я, своими руками, – объясняет Шестакова. – Потом, отчитываясь о музее, Воробьёв назначил себя руководителем моего детища.
Встречные претензии есть и у директора.
– Этот музей создал я, – говорит он. – И там должен работать другой человек. У Валентины Иосифовны нет контакта ни с детьми, ни с учителями. Она не выполняет приказы директора и не ведёт документацию.
Роковой для музея стала жалоба Шестаковой в Роспотребнадзор на плохое состояние помещения. Эксперты согласились, что здание непригодно для культурного учреждения, выдали директору предписание устранить недостатки и... закрыли музей на три месяца.
Владимир Воробьёв, не имея возможности сделать ремонт, приказом присвоил зданию статус склада, а экспонаты частично перенёс в школьную рекреацию. Валентина Иосифовна, желая сохранить накопленный годами материал, часть экспозиции забрала на хранение к себе домой. Какие-то вещи, видя, что происходит, забрали их бывшие владельцы – местные жители.
– Я бы передала школе все экспонаты, если бы не обиды и унижения, которые пережила, – объясняет женщина.
А если в одиночку?
В ситуацию вмешались местные власти. Они решили прекратить «холодную войну», попрощавшись с главной героиней.
– Выяснилось много проб-лем, которые директор школы не хотел решать, – признаёт начальник Управления образования и молодёжной политики Октябрьского района Татьяна ЛАВРОВА. – На бумаге музея не существует до сих пор! Только в 2011 г. была утверждена долж-ностная инструкция его руководителя. Я указала Владимиру Анатольевичу на ошибки, сказала, чтобы он исполнял свои должностные обязанности и контролировал подчинённую. Сейчас ничего противозаконного в его действиях я не вижу. Он создал для музея достаточные условия, и я не могу наказать его за то, что он якобы гнобит Шестакову. Валентина Иосифовна должна быть более гибкой. Хочется прекратить этот спор в хорошей школе, пусть даже за счёт увольнения Шестаковой. Музей будет действовать и без неё. Все-таки главное в школе – образование.
Отчаявшись найти общий язык с руководством, учительница решила организовать собственный музей. Но районные власти отказали в помощи, сославшись на нехватку средств. Обращение к Совету депутатов сельского поселения Перегрёбного, в состав которого входят Нижние Нарыкары, тоже не дало результата. Народные избранники решили, что двух существующих музеев в районе вполне достаточно.
Каков итог? Директор школы, по его собственному утверждению, подал на подчинённую заявление в ОБЭП о краже 867 экспонатов. Валентина Иосифовна не скрывает, что вещи находятся у неё, и считает, что экспозиция принадлежит ей по праву, ведь эти предметы она покупала на собственные средства. Школе, по её словам, она оставила лишь те экспонаты, которые удалось собрать совместно с ребятами. Так или иначе, музея в том виде, в каком он существовал ещё год назад, уже нет.
Дмитрий ФИЛИПЧУК, ст. научный сотрудник отдела истории «Музея природы и человека»:
– В прошлом году экспонаты музея в д. Нижние Нарыкары занимали несколько залов. Экспозиция была достаточно богатой. Видно было, что ведётся работа с детьми, существовал актив. Валентина Иосифовна хотела из школьного музея сделать общедоступный. Возможно, это и стало яблоком раздора.
Сегодня музей может существовать только «под крышей» какого-то учреждения. Это может быть компания-спонсор, школа, администрация. Но у местных властей денег на содержание обычно нет. Обязательно нужен паспорт музея – своего рода охранная грамота, которая гарантирует сохранность экспонатов. Сегодня многие музейщики низового звена практически не работают с документацией. И когда происходит столкновение интересов, как в данном случае, невозможно установить, кто владелец экспоната.
Судьбы у музеев разные. В с. Ягодном Кондинского р-на силами одного человека, опирающегося на актив школы, создан прекрасный музей истории спецпереселений.
А в Перегрёбном руководитель, не найдя общего языка с директором школы, раздала большую часть экспонатов их бывшим владельцам и уехала. Человеческий фактор…
Виктор ВАЛЕЕВ, депутат Думы Югры:
– Загубили хорошую инициативу. Музей в Нижних Нарыкарах вполне может существовать в том самом здании. Но нужны деньги для его восстановления. По оценке районных властей, это 3,5 млн.рублей. Сумма существенно завышена: нужно всего лишь поменять полы и разобраться с отоплением. Это обойдётся в 600-700 тыс. руб. У нас есть возможность выделить деньги. Но директор решил пойти по пути наименьшего сопротивления и сделать из здания склад. А выделять деньги на ремонт склада, когда музея уже нет – абсурд. Я и сейчас готов помочь отремонтировать корпус при условии, что музей будет существовать. Возможно, лучше было бы отделить музей от школы, но тогда его некому будет финансировать.