Первого апреля 1979 года Людмила Степанова приехала из Туркмении на "севера", чтобы возглавить Сургутский краеведческий музей, потом - Музей Природы и Человека в Ханты-Мансийске. А первого апреля 2011 года было записано это интервью. Прошло 32 года - целая музейная жизнь...
Шаг за шагом
- Людмила Васильевна, чем вас так увлекло музейное дело? Почему решили посвятить ему жизнь?
- Всё началось ещё в детстве. В советские времена массово создавались школьные музеи. В одном таком музее, в средней школе села Прасковея Буденовского района Ставрополья, я под руководством учителя географии вела экскурсии. А дома мы читали по ролям книги, разбирали сюжеты картин, рассматривали старые фотографии. И музейная работа стала мне интересна. Когда в Туркмении, уже взрослой, мне пришлось искать работу (я вышла замуж и уехала с мужем) - я пошла в краеведеческий музей. Дело было в городе Небит-Даг. Туркмены - они ведь друг от друга отличаются, как ханты и манси. Культуры разные. И эти различия очень захватывают. Однажды местное управление культуры проводило конкурс, и я его выиграла, стала экскурсоводом в музее, затем научным сотрудником... А потом мужа пригласили поработать на Север - открывался газопровод Вынгапур - Челябинск - Омск. Он уехал, а потом позвал меня. И я сказала, что буду работать только в музее.
- Я так понимаю, из жары вы переместились на территорию холода.
- Если в Туркмении было плюс пятьдесят, то в Сургуте пришлось столкнуться с дикими морозами. 1 апреля я приехала - было очень холодно. Музей был в бывшем купеческом доме - я называла его "дом на обочине". Работал на общественных началах, и там был только один штатный работник - директор. Он же числился методистом дома культуры, который ...сгорел.
Перед тем, как попасть в купеческий дом, пришлось расчищать к нему тропинку: снега было в тот год очень много... Потом начали дом перестраивать. Поставили его на фундамент, покрасили оконные рамы и ставни. Начали сбор материалов у старожилов, нефтяников, строителей. Теперь для Сургутского краеведческого музея построено новое здание, а дом купца Клепикова, как музейный филиал, существует в новом виде.
- Как вы оказались в Ханты-Мансийске?
- В ханты-мансийский Музей Природы и Человека я была приглашена Александром Васильевичем Филипенко. У него была идея - создать в Ханты-Мансийске новый, современный музей. Нужно было провести реконструкцию здания, в котором мы сейчас находимся. Здесь раньше был архив, музей, управление культуры... Крыша текла, вода стекала вниз.
Когда музей реконструировался, мы жили в подвале МЧС. Нас не раз фекалиями затапливало. Приходилось все фонды наверх переносить, одевали респираторы, резиновые сапоги... Кто-то из сотрудников остался ещё с того времени. Музейщики - люди, влюблённые в свою профессию. Хотя наша зарплата очень ограничена. А люди профессионально постоянно растут. И часто просто не хватает финансовых возможностей, чтобы соответствовать их профессиональному уровню...
В 2004 году реконструкция была закончена, а в 2007 году мы отпраздновали свой 75-летний юбилей - и представили новую экспозицию "Связь времён". Кстати, в своё время самые уникальные этнографические экспонаты в фонды музея были переданы сотрудниками НКВД.
Музей нового времени
- Принято считать, что Югра - это нефть и газ, большая стройка...
- Югра - это очень древняя территория с потрясающей историей, которая ещё в 1079 году вошла в "Повесть временных лет". Кроме того, в Югре то тут, то там археологическими экспедициями открываются стоянки древних людей. А это ещё тысячи лет человеческой истории. Хочется, чтобы наши посетители понимали это.
- А чего не хватает вам, как музейщику?
- В последние годы в музейном деле произошли колоссальные изменения. Сегодня на чучела никто не пойдёт смотреть - они мёртвые. Нужен звук, нужны 3D-экспозиции, демонстрационные экраны, запахи. Нужно заранее думать о развитии. Музей не должен быть хранилищем фондов с закрытыми дверями. Нужно постоянное обновление, жизнь. Нам для этого крайне не хватает выставочных площадей.
- Каждый музей силён своими легендами. Говорят, что в Музее Природы и Человека хранится знаменитая Золотая баба.
- Есть у нас Казымская богиня, только на самом деле она серебряная. По преданию, это дочь бога Торума, Вут-Ими. Облик и могущество её возродили миф о Золотой бабе. Ещё у нас хранится Богиня огня, подлинная, со стойбища. Однажды она нас от огня и уберегла. Пусть верят - на то она и музейная легенда. А мы - хранители времени. Нужно успевать - проходит время, умирают люди, теряются материалы, документы, экспонаты...
Не успеем собрать важнейшие приметы времени - всё уйдёт в песок.