Федеральные эксперты в области территориального позиционирования регионов были удивлены, увидев сибирский размах и подход к делу. На форуме они давали мастер-классы, делились опытом, показывали удачные и не очень успешные примеры брендинга. Все для того, чтобы через некоторое время о Югре заговорили как о жемчужине России.
Я - сибиряк
Зачем нужен бренд? Об этом рассказали известные на всю страну и даже мир сибиряки из Новосибирска - авторы проекта I’m Siberian. В свое время, создавая бренд, они пошли самым простым путем.
«Мы просто спросили себя: «А что для меня мой дом, моя Сибирь?». И поняли, что это холод, мороз, медведи - и это наш национальный код. Сибиряки - это такие суровые с виду бородачи, которые в душе очень добрые люди. И мы запустили такой посыл в народ. Нас поддержали, потому что отождествляют себя с этим образом», - рассказывает соавтор проекта I’m Siberian Владимир Черепанов.
Сегодня I’m Siberian - известный мировой бренд и туристический проект, охвативший, как вирусная реклама, практически всю Сибирь. Присоединиться к нему может и Югра - яркая часть Сибири. Для этого нужно только желание - авторы проекта с удовольствием принимают в свою команду идейных и креативных.
«Скоро мы запустим наш флешмоб «Белые пляжи Сибири», чтобы показать всем, что они ничуть не уступают белым пескам заграничных курортов. Сибиряки уже готовят купальные костюмы, чтобы позировать на заснеженных пляжах в хорошем настроении. Ничто не мешает присоединиться к флешмобу и югорчанам, которые, как я увидел, свой дом любят не меньше нашего», - говорит Владимир Черепанов.
История или современность?
Флешмобы флешмобами, а методология простого, но популярнейшего среди молодежи бренда югорчан заинтересовала. Тем более, что и подход к созданию собственного бренда в регионе схож с тем, что применяли к проекту I’m Siberian.
«Я впервые на подобном форуме. Обычно вопрос создания бренда территории решается за закрытыми дверями на аппаратном совещании губернатора. Выделяют средства, находят успешное маркетинговое агентство и выдают пожелания властей. И федералы, которые уже разработали немало таких проектов, едут в регион, смотрят на жизнь людей со стороны и работают. А здесь не так, - тут есть огромное количество заинтересованных людей, которые хотят и, главное, могут сами создать свой уникальный продукт. От нас требуются только инструменты», - объясняет идеолог центра прикладной урбанистики Святослав Мурунов.
На чем строить бренд региона и города, от каких идей отталкиваться и кто должен этим заниматься - главные вопросы форума. Федералы уверены - молодежь, которая и будет разрабатывать так называемый брендбук Югры, должна сначала вспомнить историю своего региона.
«Она у вас действительно огромная. И если выбирать из двух направлений: современность, то есть тренды времени, то, что интересует молодежь в соцсетях, и историю округа, которому, к слову сказать, 900 лет, то я бы выбрал второе. Тенденции меняются, а история остается, и в вашей истории немало фактов, которые сами по себе - бренд региона», - уверен эксперт.
А что изменится?
Если говорить о реальных делах, которые могут последовать за созданием бренд-бука, то это не только привлечение в Югру туристов извне. Бренд территории должен привлекать в регион инвестиции и крупных предпринимателей, стать интересным для миграции и, что немаловажно, - улучшить качество жизни самих югорчан.
«Самое большое заблуждение в том, что бренд территории - это логотип и нашивки на футболках с красивыми надписями и картинками. Нет! За этим стоит большая работа всех органов власти, организаций, департаментов и общественников. Чтобы стать привлекательными для гостей, нужно наладить внутренние процессы. Так или иначе, если брендированием заняться всерьез, то стоит начинать с создания комфортной среды для бизнес-сообщества, для молодежи и детей. Иначе сюда не захотят вернуться», - уверен Святослав Мурунов.
Неформальный с точки зрения подхода к организации, но необычный форум завершился созданием резолюции. В ней прописали срок создания собственного бренда, договорились в каждом муниципалитете округа создать рабочие группы, которые и будут отвечать за позиционирование своих территорий. Проекты брендбуков в каждом городе Югры будут разрабатывать весь следующий год. Вполне возможно, что после защиты брендовых проектов, в генпланах застройки региона появятся новые локации и социальные объекты. По крайней мере, правительство Югры обещает поддержать инициативы жителей.