Люди пытались сохранить древние христианские традиции, уходили в сибирские леса. до сих пор есть приверженцы «старой» веры и у нас, в Югре.
История одной семьи
Банновы, Филимоновы, Самсоновы, Собянины, Карандашовы, Жлудовы... Многие уже отошли от почитания старинных христианских устоев и живут в городах и поселках, но кое-кто предпочитает жить уединенно.
В Кондинском районе жили Филимоновы. Отец семейства - Зиновей Яковлевич. Он с родными преодолел более 100 км болот и лесов, чтобы добраться до югорского края. На 24-х подводах везли много чего нужного для обзаведения на новом месте. Край, приютивший семью, оказался богатым пушным зверем, дикоросами, в реках было вдосталь рыбы. Пришлось вручную разрабатывать пашню, выкорчевывая вековые пни. Построили конную мельницу, баню, вырыли колодцы.
Грамотных людей почти не было, самым начитанным местным «Кулибиным» был Фиогней Дегтярев - тесть Зиновея. Руки у него были золотые, на все пригодные - бойки к ружью выточить на самодельном токарном станке, серпы, плуг, прялки, даже колеса, различные запчасти. Еще он катал валенки, шил из кожи бродни и чирки, учил этому подростков.
Знахари от Бога
Официальной медицины в поселке не было. Сами лечились народными средствами. Знатным лекарем был Зиновей Яковлевич, он знал, наверное, как использовать каждую травинку. Особенно целебной считалась береза.
Здоровый образ жизни, физический труд, простая калорийная еда, в напитках только травы, никакого курева и хмельного. Почти все перешагивали 90-летний рубеж.
Женщины занимались скотиной, огородами, посевами, выращивая не только хлебные культуры, но и коноплю, лен, обрабатывали их, пряли и делали холсты. На грядках у них росли репа, морковь, лук, капуста, а вот картошку не сажали, это - бесово.
Староверы не употребляли в пищу медвежатину, зайчатину, только копытных животных.
Жить по совести
Довольно замкнуто жили раскольники, но все же держали связь с единоверцами из других мест. Когда у Зиновея умерла жена Полуферья, родившая ему пятнадцать детей, он нашел себе жену, такую же раскольницу, в Сургутском районе.
Как все староверы, от пенсии Зиновей отказался, поскольку не заработанные деньги - греховны.
Невозможно обойти молчанием истовую религиозность кондинских отшельников, чистоту их отношения друг к другу. Жили люди согласно старообрядческим устоям и собственной совести. Даже если потерянный гвоздь кто найдет, ищет - чей. Почитали старших, послушание - это неписаный моральный закон. В 4 часа утра все вставали на молитву перед иконостасом со старинными иконами. Молились за здоровье живущих, упокой умерших. Потом шли на кладбище - и так каждое утро.
Такой житейский порядок нисколько не угнетал староверов.
Другая жизнь детей
Кондинские отшельники общались с мирянами. Дед Зиновей, например, помогал изыскателям железной дороги Тавда - Сотник. Из пятнадцати детей Зиновея сейчас в живых -
шестеро. В лесу никто из них не живет, поселочек раскольников опустел. Дети рассеялись по всей Югре, а Василий Зиновеевич перебрался в Тюмень. Мальчишкой, он против воли отца ушел к родственникам в деревню Сотник и стал строить свою жизнь по-другому - вступил в комсомол, потом - в партию, выучился, работал.
Василий Зиновеевич говорит, что пока был жив отец, постоянно ездил на родину, но не теперь - возраст не позволяет. Ностальгия мучает не только его, но и остальных сестер и братьев.