В вопросах развития и совершенствования различных общественных институтов, организации работы органов государственной власти, внедрения инновационных управленческих механизмов Югра всегда была впереди планеты всей. И конечно же, когда речь зашла о новом приоритете в экономике, в регионе незамедлительно был принят первый в России закон о креативных индустриях. О том, что такое креативный сектор, как он будет содействовать развитию автономного округа, «АиФ-Югра» рассказал руководитель инициативной группы по созданию Арт-резиденции Югры Илья Кириченко.
На благо региона
Марина Зеленовских, «АиФ-Югра»: Илья, как возникла инициативная группа и кто в неё вошел?
Илья Кириченко: Это команда единомышленников, с которыми на протяжении многих лет мы успешно реализуем проекты в области социокультурной сферы. В прошлом году мы узнали, что в нашей стране, по инициативе президента, открываются Арт-резиденции. Что немаловажно, правительство региона обратило внимание на вопросы развития творчества, формирования креативных индустрий. После этого пришло понимание, что по сути дела - это все то, чем мы занимались и хотим заниматься в будущем. При этом у нас появилась возможность масштабировать то, что мы любим делать. Совместными усилиями мы придумали концепцию, презентовали её, успешно прошли конкурсный отбор.
Если говорить о представителях окружной власти, очень здорово, что губернатор Югры Наталья Комарова вовлечена в этот процесс, более того, она инициировала движение сверху. А мы, как представители культурного и креативного сообщества, поддержали его снизу. Мы чуть ли не единственный регион, где представители власти заинтересованы в развитии креативных индустрий. Ведь именно в законе сказано, какие направления относятся к креативным индустриям, документ регламентирует, каким образом муниципалитет включается в развитие индустрий на своей территории. Представители власти тоже должны понимать, что это такое, чтобы правильно выстроить стратегию помощи в реализации проектов по развитию креативных индустрий.
Монетизация таланта
- О чем ваш проект, что там будет происходить?
- «Арт-резиденция – это некое место, площадка, деятельность которой не ограничена пределами этой территории. Это центр притяжения творческих и креативных людей, которым интересна культурная инноватика. Это место, где можно реализовать свои проекты при поддержке нашей творческой команды. По сути дела, с помощью сообщества – комьюнити, с помощью неординарных людей мы рождаем креативные культурные проекты. Что немаловажно, мы помогаем их монетизировать, если это необходимо, мы поможем в создании собственной организации. Всё для того, чтобы продукты продавались и тем самым пополняли ВРП региона.
Основываясь на запросах населения, заказах юридических и физических лиц, мы самостоятельно разрабатываем и утверждаем план взаимодействия между различными направлениями деятельности. К нам придут музыканты и режиссеры, художники и юристы, инженеры и медики с задачами, которые мы будем решать с помощью креатива.
- Расскажи подробнее об организационной структуре резиденции
- Мы планируем, что это будет Арт-кластер, основой которого станет центр продюсирования креативных идей и продуктов. Арт-кластер будет пользоваться инфраструктурным центром: зал хореографии, многофункциональный зал-трансформер, музыкальная звукозаписывающая студия, репетиционный музыкальный зал, съемочный павильон и каворкинг пространство.
Также на территории «Арт-резиденции» будет базироваться медиацентр, который будет освещать внутреннюю и внешнюю работу резиденции. Планируется деятельность территориального кластера - центра развития общественных пространств. Отдельным направлением мы выделяем «Мануфактуру», которая включает в себя гончарную мастерскую, текстиль, художественную мастерскую, художественную обработку материала, 3-D и программирование, технологический каворкинг, музыкальную и мульмедийную, дизайн-студии.
- Можно ли сказать, что это своеобразная биржа труда?
- У нас есть такие мысли, более того, мы отразили их в концепции под рабочим названием «Биржа креативных услуг». Одна из задач резиденции в развитии креативных индустрий – это обеспечение взаимодействия между участниками профессионального сообщества и потенциальными заказчиками, допустим представителей бизнеса, государственных структур. Мы между ними строим мостик, создаем условия, чтобы креативный продукт в условиях здоровой конкуренции стал интересен государственным предприятиям и структурам, крупным компаниям, представителям малого и среднего бизнеса.
Сегодня, согласно механизму госзакупок, выигрывает не тот, кто предлагает креативную идею, а тот, кто поставил самую низкую стоимость. Мы хотим модернизировать этот механизм и попробовать на него как-то повлиять, чтобы более передовое предложение имело шансы на победу.
- Принять участие в «Российской креативной неделе» – это прям «вау», расскажи, что там было?
- Там мы презентовали проекты в области медиа. Аркадий Шестаков из Нягани рассказал про свой блог о спидвее – кольцевых гонках на мотоциклах. Он уверен, что у Югры есть все возможности стать столицей зимнего спидвея России.
Второй проект презентовали телевизионщики: на базе ОТРК «Югра» готовится к выходу новая программа «Узнай, почувствуй, расскажи». Это мощный проект, премьера которого намечена на 10 декабря, а финальный выпуск состоится в предновогодний вечер - 31 числа. Программу приурочили к 90-летию округа. Две команды, состоящие из звёзд и известных людей округа, каждая во главе с капитаном, будут меряться знаниями о Югре. Её истории, географии, культуре.
История с креативом не нова
- В одном из интервью ты сказал, что в общем-то история с креативом не нова, нужно лишь поменять сознание, подходы, стратегию, а как это?
- Речь идет о креативном подходе, который способен поменять любую ситуацию в твою пользу. Яркий пример: известная британская группа Iron Maiden, играющая в жанре хэви-метал, придумала оригинальный способ борьбы с пиратством. В 2012 году музыканты решили совершить турне по всему миру и дать концерты в тех странах, где наиболее распространено пиратство, а не преследовать людей за незаконное скачивание песен. Вместо того чтобы отправить в эти страны своих юристов, они решили организовать там концерты и заработать на специальных коллекционных изданиях, футболках и других сувенирах. Как результат, только концерт в Сан-Паулу принес доходы в размере $2,58 млн. Более того, после полугодового турне неформалам удалось привлечь к своим официальным страницам в социальных сетях 5 млн новых поклонников.
В прошлом году мы узнали, что в нашей стране, по инициативе президента, открываются Арт-резиденции. Что немаловажно, правительство региона обратило внимание на вопросы развития творчества, формирования креативных индустрий.
В этом контексте русский человек очень изобретателен, хитер на выдумку, наша смекалка легла в основу многих литературных произведений и других направлений в культуре, этим надо продолжать заниматься, это и есть развитие креативных индустрий.