Эти дети за девять лет обучения осваивают адаптированную программу, это как четыре класса обычной школы, но это совсем не мешает им стать полноправными членами общества, получить профессию, найти работу и создать семью. Мы побеседовали о буднях и праздниках Ханты-Мансийской школы для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья с ее директором Василием Васильевым.
Почему я не поступлю в институт?
Оксана Шуман, «АиФ-Югра»: Чем ваша школа отличается от обычной?
Василий Васильев: У нашей школы совсем другой подход к образованию, нет гонки за баллами ЕГЭ, мы воспитываем наших детей, чтобы подготовить их ко взрослой жизни. На первом месте у нас такой предмет, как технология. А еще наши дети более счастливые и спокойные в выпускном классе. Хотя кто-то из них спрашивает: «А почему я не могу поступить в институт?»
– В нашем обществе признаки успешности – высшее образование, хорошая работа, материальное благополучие. И многие родители как раз боятся, что ребенок не сможет поступить в вуз и получить профессию.
– Я понимаю, что родители хотят, но ведь на практике получается, что не всегда «вышка» востребована. Знаю многих выпускников вузов, которые не работают по профессии, а устраиваются в магазины продавцами, в рестораны официантами. Просто эти люди получили диплом, но на рынке труда им места не нашлось. Сейчас очень популярны рабочие специальности. А наши выпускники после школы поступают в технолого-педагогический колледж. Например, на рабочего зеленного хозяйства, комплектовщика товаров, помощника повара и др. В колледже индивидуально подходят к каждому ребенку, учитывают состояние здоровья и интеллектуальные возможности, и согласно индивидуальному собеседованию предлагаются профессии.
«Наконец-то я нашел свою школу, мне легко учиться»
– У вас есть примеры успешной социализации ваших выпускников?
– Да. Наши выпускники работают официантами в ресторане, в суши-барах, дорожными рабочими, дворниками в детских садах, в аэропорту, кто-то ездит рабочими на вахты, в общем живут полноценной жизнью, создают семьи. Мне кажется, главное, что может сделать родитель, это любить своего ребенка таким, какой он есть.
Все добрые и я молодец
– Есть ли трудности у вашего заведения? Может, чего-то не хватает?
– Нового здания. Сейчас определено место под строительство нашего будущего здания, но очень жаль, что оно не в центре. Мы привыкли, что все рядом. Наши дети регулярно посещают различные музейные выставки, шахматную академию, окружную библиотеку. Но мы будем рады любому новому помещению. В настоящее время у нас отсутствует спортзал, нет пришкольной территории.
– У вас были такие случаи, когда ваши ученики переходили в обычные школы?
– Да, но достаточно редко, в основном в начальной школе. На основании решения территориальной психолого-медико-педагогической комиссии обучающийся может быть переведен в общеобразовательную школу. К сожалению, иногда родители сами вредят ребенку своей жалостью, своими желаниями учиться в средней школе по обычной программе. Ну не стоит его мучить, ему трудно, некомфортно. У нас был один случай, когда мальчик несколько лет сидел в общеобразовательной школе в одном классе, в итоге перешел к нам и через какое-то время сказал: «Наконец-то я нашел свою школу, мне легко учиться, здесь все добрые, и я молодец».
Комментарий
Ольга Карцева, мама выпускника школы:
Моему сыну Дмитрию 19 лет, у него синдром Дауна, сейчас он учится в колледже на помощника повара. С учебой у него все отлично, ему платят за успехи стипендию. Еще с детства Дима проявлял интерес к кулинарии, год назад он прошел ускоренные курсы поваров, и это повлияло на выбор профессии.