Кто избаловал публику? Как симфоническая музыка в Югре пробивается к людям

Сергей Свиридов. © / Сергей Коршилов / Из личного архива

Насколько востребована симфоническая музыка в Югре? Как помочь наиболее гармонично развиваться своему ребёнку? Почему важно быть оптимистом во время кризиса? И как любовь к тяжёлой музыке сочетается с классикой? Об этом «АиФ-Югра» рассказал художественный руководитель и главный дирижёр «Концертного оркестра Югры» Сергей Свиридов.

   
   

Привычка к бесплатному

- Два года назад вас пригласили в качестве худрука и главного дирижера в «Духовой оркестр Югры». С какими трудностями вы столкнулись в Ханты-Мансийске?

- Когда я провёл первую репетицию, мне, если честно, было немного не по себе. Состояние оркестра было далеко не лучшим, но я сразу заметил высокий потенциал и желание музыкантов трудиться.

Досье
Сергей Свиридов получил первоначальное музыкальное образование в Мурманске по классам фортепиано и саксофона, окончив школу искусств и музыкальное училище. В 2009 году с отличием окончил Московскую государственную консерваторию и был приглашён работать главным дирижёром духового оркестра Новосибирска. В 2012 году поступил в аспирантуру на факультет «Оперно-симфоническое дирижирование». Лауреат и дипломант нескольких всероссийских и международных конкурсов, как пианист, теоретик и дирижёр. Является приглашённым дирижёром в разных музыкальных филармонических проектах России и Испании. С сентября 2014 года - художественный руководитель и главный дирижёр «Концертного духового оркестра Югры».

Как мне кажется, изначально в округе была стратегически неверно выстроена культурная политика. Когда построили Концертно-театральный центр «Югра-Классик» в Ханты-Мансийске, его руководство, сейчас уже бывшее, стало привозить сюда исключительно «звёзд», местные же коллективы при этом на сцену выпускали крайне редко. Я уверен, что изначально концертные залы должны работать на своих артистов. Ведь получается, что нет смысла в данном случае содержать местных музыкальных работников. Коллективы должны жить и развиваться во благо культуры Югры и России. Будет здорово, если про Югру будут говорить не только как про округ со сложнейшей трассой биатлона, газом и нефтью, но и о том, что здесь есть артисты, способные составить конкуренцию ведущим коллективам страны и даже зарубежным коллегам. К счастью, сейчас эта ситуация выравнивается и виден положительный результат.

Также ещё в 2014 году здесь считалось непривычным покупать билеты в кассах на концерты нашего коллектива. Оркестр никогда не продавал билеты на свои выступления. Я прекрасно понимал, что начнется негласная «война», так как зрителей приучили к тому, что вход на концерты всегда был бесплатным, по пригласительным. Так совпало, что с моим приходом на выступления «Концертного оркестра Югры» стали продаваться билеты, сейчас практически всегда у нас полные залы.

- Насколько специфична публика в Ханты-Мансийске и в округе? Как встречают оркестр?

   
   

- В столице Югры публика крайне избалованная. Именно по тем причинам, о которых я сказал выше. Зритель привык бесплатно посещать концерты, в своё время на оркестр просто перестали ходить. Однако, мне кажется, что нам за довольно короткий срок удалось доказать, что мы многое умеем, и многое ещё можем сделать. Публика чувствует этот потенциал, и поэтому сейчас залы заполняются на 90% по всем городам Югры, где мы бываем с гастролями каждый месяц. Приходят и люди старшего поколения, и молодежь, целыми семьями.

Мы выезжали, например, в Новоаганск, с двухчасовой программой джаза. Люди высидели концерт, были в восторге и хотят видеть нас ещё. Также оркестр исполнял в округе музыку с диска «Великие романтики России», который мы записали прошлой весной. Играли и Третий фортепианный концерт Чайковского, и «Симфонические танцы» Рахманинова, отрывки из оперы «Царская невеста» и симфоническую сюиту «Шехеразада» Римского-Корсакова. В Лянторе мы сыграли это всё, и жители города нас просто не хотели отпускать. Настолько зрителю понравилось. Прекрасно нас принимали и в Тюмени, удачно прошла поездка на Урал.

- Как во время кризиса у оркестра обстоят дела с гастролями? Все ли идеи и планы удается реализовать?

- Коллектив довольно много работает и гастролирует на данный момент, но в основном в пределах Югры. Выезд за пределы региона - это очень дорогостоящий вариант гастролей на сегодня, к сожалению.

Так, «Концертным оркестром Югры» заинтересовались американские коллеги - дирижеры, музыкальные коллективы из разных штатов. Они смотрят наши записи на YouTube, пишут нам письма. Однако, несмотря на то, что есть обоюдное желание встретиться с коллегами и обменяться опытом, финансирования для реализации этой идеи пока нет.

Кроме того, недавно у нас не сложилось сотрудничество с международным концертным агентством «РУ-концерт». На меня вышел генеральный продюсер Евгений Морозов и предложил нам записать произведения Сергея Прокофьева к его 125-летию. Для нас это была бы большая честь. Тем более, что «РУ-концерт» брал на себя выпуск дисков. Также планировались гастроли по России и Европе. Но смета для этой затеи оказалась колоссальной. Конечно, когда я озвучил ее в Ханты-Мансийске, мне было отказано. Или, например, не получается в этом году выехать в Австрию на фестиваль под патронатом Венской филармонии, приглашение от которых я получил ещё зимой.

К сожалению, все крупные проекты пока срываются. Не знаю, как долго все это будет продолжаться, но я не сетую, прекрасно понимая, какая ситуация в стране.

Сергей Свиридов. Фото: Из личного архива/ Сергей Коршилов

Пример - это Гергиев

- Как вы добиваетесь такой посещаемости на выступлениях оркестра? Ведь в округе всё чаще отменяются концерты столичных «звёзд», потому что зрители не раскупают билеты.

- Действительно, сейчас формируется такая тенденция, что на наши концерты билеты раскупают, а выступления различных популярных артистов игнорируют. Я считаю, что в данном случае приезжие «звёзды» слишком завышают ценник за билеты.

Для меня в целом не совсем понятна и обидна ситуация, когда при такой гонорарной политике, как сейчас, «поп-звёзды» живут гораздо лучше, чем многие академические и джазовые музыканты. Это полное несоответствие здравому смыслу - не очень хорошо живут и врачи, и шахтёры, и нефтяники, и профессиональные музыканты, и учителя. Небольшие зарплаты и колоссальный объём работы. Как это поменять, я даже не представляю.

Касаемо вашего вопроса - у меня очень большие претензии к тем, кто в округе занимается рекламой. Я говорю об этом с самого начала работы в оркестре. И в КТЦ «Югра-Классик», и вообще по всей Югре. Я считаю, что людей либо надо научить работать как следует, либо заставить их работать, если они не хотят. Мне постоянно приходится отстаивать своё видение ситуации, то, как это должно быть на самом деле.

Я вывожу оркестр на сцену каждые три-четыре недели. И стараюсь работать с тем бюджетом, который закладывается на рекламу, следить за тем, чтобы все афиши висели, ролики на телевидении и радио транслировались. Не за две недели до премьеры, а значительно раньше. Хотя худрук и главный дирижер, по сути, не должен подобными вещами заниматься. Но если нужен положительный результат, мы должны приложить всяческие усилия. Для меня в этом отношении прекрасный пример - Валерий Гергиев.

- Вы считаете, что художественный руководитель должен быть ещё и менеджером для своего оркестра?

- Я считаю, что обязан. В профессиональные обязанности это не входит, но художественный руководитель должен чувствовать, как это надо сделать. Валерий Гергиев - не только главный дирижер и худрук Мариинского театра, но и его директор. Ведь ни одна постановка, ни один спектакль не обходится без его участия, ни одна пуговица не пришивается на костюм без его внимания. Гергиев все взял в свои руки. Конечно, ему помогает огромная команда, но именно он её сплотил. Потому что понимал, как должен выглядеть театр и оркестр на всех уровнях. К подобному стремлюсь и я.

- На данный момент почти вся музыка и реклама доступна в Интернете. Как вы работаете с соцсетями?

- Во всех популярных соцсетях у нас есть свои аккаунты. Есть группы «Вконтакте», «Фейсбуке», «Инстаграм», и, конечно, на YouTube. Все необходимые ссылки есть и на нашем официальном сайте. Здесь можно кратко ознакомиться с творчеством оркестра, составом коллектива, нашим репертуаром. Каждый концерт мы записываем, у нас очень много «лайфов». Однако все эти записи надо обрабатывать, и мы физически не успеваем их выкладывать.

Слушайте великих

 

- Поддерживаете ли Вы точку зрения, что прослушивание симфонической музыки - тяжелая интеллектуальная работа? И если да, то что нужно сделать, чтобы подобную музыку слушали больше? Может быть, необходимо внести изменения в нынешнюю систему образования?

- На мой взгляд, сейчас в Югре и в России в целом идёт сильный перекос в сторону спорта. Я сам люблю спорт и занимаюсь им. Но спорт - это здоровое тело. А музыка или любой другой вид искусства - это здоровый дух. Зачем же делать тело здоровым, если дух недостаточно подготовлен?

Кроме того, огромные деньги уходят на бесконечное перевооружение. Понятно, что сейчас тяжёлая политическая ситуация, но нельзя забывать об образовании, занятиях искусством.

В плане всестороннего, гармоничного воспитания детей мне сейчас очень импонирует Азия - Китай, Южная Корея. Ведь у них 96-97% школьников в обязательном порядке занимаются музыкой. И для этого им не нужно посещать специальные учреждения, всё в рамках школьной программы. За последнее десятилетие школа их профессиональных музыкантов по мастерству выросла так, что невозможно узнать. Победителями и участниками всех мировых музыкальных конкурсов сейчас являются те же японцы, корейцы, китайцы. У таких детей и сознание другое.

Также можно привести в пример США. Помимо учебы, дети в Америке плотно занимаются спортом или выбирают участие в духовом оркестре. Возможно, большинство этих детей никогда не свяжут свою судьбу с музыкой. Но воспитывают их вот так.

- Какие преимущества даёт изучение музыки?

- Музыка, настоящая, профессиональная, даёт развитие интеллекта в целом. При прослушивании академической музыки человек учится эмпатии, у него зарождаются такие духовные ценности, как любовь, доброта. Основная идея академической музыки - победа добра над злом. Как во всех сказках. А если посмотреть с другой стороны - при чтении нотного текста развиваются оба полушария головного мозга. Японские учёные давно доказали, что человек, изучающий игру на каком-либо музыкальном инструменте, развивается гораздо эффективней. После года занятий на фортепиано мозг человека увеличивается, а расстояние между полушариями уменьшается в несколько раз.

- Как профессиональный музыкант, дайте совет - с произведений каких авторов лучше начать изучать академическую музыку?

- Обязательно слушайте великих классиков: Баха, Моцарта, Гайдна, великих представителей эпохи романтизма. Конечно, русскому человеку в первую очередь необходимо быть знакомым с творчеством русских композиторов - Чайковского, Рахманинова, Римского-Корсакова, Бородина, Прокофьева, Шостаковича.

- На чей бы концерт вы сходили бы сами?

- Мне нравятся различные жанры. К примеру, рок-музыка. Люблю творчество выдающейся группы «Пинк Флойд», которой , к сожалению, уже не существует. Но остались прекрасные записи этих музыкантов, творчество которых вдохновляет и по сей день. Мне нравятся группы, исполняющие «тяжёлую» музыку, к примеру, «Металлика» или «Айрон Мэйдн», наша выдающаяся команда «Ария». Ряд популярных артистов, как зарубежных, так и российских. А из академической музыки я посетил бы концерт любого солидного американского симфонического оркестра - Чикагского, Лос-Анджелесского, Бостонского.

Смотрите также: