Примерное время чтения: 7 минут
1112

Не стреляйте в пианиста. Почему джаз в России обречен быть непопулярным

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 14. АиФ-Югра 06/04/2016
Антон Берлев.
Антон Берлев. Из личного архива

В Югре прошли концерты музыканта Антона Берлева. Выпускник мюнхенской музыкальной школы в интервью «АиФ-Югра» рассказал, как он пытается сделать джаз интересным для всех и почему в России сложно заниматься музыкой.

Кто идёт на джаз

- Вы долго жили в маленьких городах России. Как вы думаете, провинциальный зритель, югорский зритель, понял ваш концерт? Насколько он был к этому подготовлен?

- Джаз, особенно современный, - это, конечно, музыка больших городов. Джаз был таковым всегда, а сейчас это в большей степени слышно. И, конечно, джаз -  это не российская культура вообще. Вы же за столом поёте не джазовые композиции, а свои, русские песни. И в России, и в США на концерты джазовых музыкантов ходят люди или имеющие отношение к джазу, или представители околоджазового круга. Обычный человек, даже читавший много книг, вряд ли, живя в провинции, пойдёт на концерт современной джазовой музыки. А человек, работавший в музыкальной среде, с удовольствием. Я это знал изначально, и именно поэтому решил сделать именно музыкально-поэтическую сюиту, где есть и стихи, и мной сочинённая музыка. Когда я читаю, она, которая не имеет отношение к джазу вообще, идёт фоном. Но затем я заканчиваю стих, сажусь за рояль, и из этой музыки я всё выливаю в джазовый стандарт. Это интересно и подготовленному к джазу слушателю, и простому человеку, не имеющему отношение к музыкальной деятельности.

Досье
Антон Берлев родился 6 марта 1985 года в Ростове-на-Дону в семье музыкантов. Окончил среднюю школу в Мегионе. Начинал джазовое образование в Санкт-Петербурге - в училище имени Мусоргского, но окончил в Ростове-на-Дону. Выпускник Высшей школы музыки Мюнхена. Обладатель Серебряного Логотипа Steinway & Sons 2013 года.

- Что легче доносить до людей - джаз или классику?

- Классика - это постоянная величина. Вы сегодня ведёте ребенка в школу, он изучает инвенции Баха. Через сто лет ваши потомки опять же поведут своих детей в школу и опять их будут учить этому же. Это настолько величайшая константа вообще всего. А джаз - это музыка земная, придуманная. Это скорее математическая субстанция, она развивается. Джаз сегодня и джаз 40 лет назад - это вообще разная музыка. Я люблю те стили джаза, в которых прослушивается классика. Опять же, потому что считаю, что классика - это совершенство. Вот говорят, Моцарт столько-то произведений сочинил. Но он не сочинял, он их слышал! Это другой уровень сознания у человека. Да, он занимался по 16 часов в сутки, поэтому был и импровизатор, и исполнитель. Можно научиться гениально играть, но научиться гениально сочинять - нет. Я, как верующий человек, считаю, что это что-то извне.

Надо чуть-чуть думать

- В России людям творческих профессий, которые не являются звёздами первой величины, как правило, мало платят. В итоге они вынуждены искать какие-то подработки, халтурки, чтобы просто было на что прожить. А как обстоят дела с этим в Европе?

- Совсем всё иначе. Я бы не хотел называть какие-то цифры, это будет не очень корректно. Но я могу сказать, что, например, два частных урока музыки в Европе - очень прибыльное дело. И там профессора музыки очень состоятельны. А что значит профессор? Ты отработал всего лишь один день в неделю и у тебя времени свободного очень много. Хочешь - займись концертной деятельностью, хочешь - сиди дома.

- А как дела обстоят с концертной деятельностью?

- Это совсем другой сервис. Это всегда хорошие рояли, это всегда хорошая организация и хорошие деньги. Знаете, однажды в центре Петербурга в одном из джазовых кафе в меня открыл огонь полковник МВД за то, что я ему не сыграл «Мурку». Понимаете, от уровня культуры зависит и уровень искусства, которое востребовано в обществе. Я в Европе играю всегда то, что я хочу, и я знаю, что никто не подойдёт и не достанет пистолет.

- Много подобных инцидентов случилось за вашу карьеру?

- Много. Всегда или кто-то нетрезвый, или кто-то не очень воспитанный. А джаз - это музыка сложная, там же нужно хоть чуть-чуть думать. Поэтому, кстати, я был очень удивлён, что в маленьком Ханты-Мансийске, в котором нет даже железнодорожного вокзала, есть такой уровень концертного и культурного обслуживания. Мне очень понравился органный зал.

Фото: Из личного архива

Талантов стало мало

- Но если всё так плохо с уровнем культуры, её, наверное, нужно как-то повышать? Может быть, открыть свою джазовую школу?

- Школу бы я хотел, но в России это сделать в разы сложнее. Сложно даже не деньги и спонсоров найти, а сам процесс работы с детьми выстроить. К примеру, я сейчас занимаюсь с очень хорошими детьми, живущими в России, совершенно бесплатно. Если ребёнок очень работоспособный и выполняет всё, что я ему говорю, то я с этого ребёнка ничего не беру. А есть те, которых родители просят взять, а они ленивые, бездарные. Тут уже приходится за деньги. Мне вообще с детьми сложно, ведь нужна огромная любовь и терпение. У меня есть только одна ученица, которой я действительно горжусь. Она живёт в Челябинске, ей всего 8 лет, но это очень работоспособный ребёнок. Но в целом (скажу словами моей мамы, которая уже 40 лет преподает) сегодня уровень талантливых детей в России низкий, упал очень сильно.

- С какого времени?

- А вот как Советский Союз развалился. Ведь мы получили полное отсутствие культуры и искусства, денег, зарплат, образования. И выросло целое поколение людей, не способных думать, увы. Сейчас у них свои дети, а чему они их-то научат? Получается, что в школе, в которой работает моя мама, из общего количества учеников - три-четыре, у которых может что-то сложиться с музыкой. И ещё страшнее, что родители детей этого не понимают. Они считают, что если они заплатили деньги в музыкальную школу, то преподаватели обязаны научить их детей хорошо играть. Одно дело, когда ребенок абсолютно бездарен, но он хочет научиться - и он работает, пытается. Но таких мало. И страшно, когда ребёнок и талантом обделён, и думать не умеет. А их ведут. И преподавателям нужно откуда-то взять часы, уроки, денежку… И вот я думаю, открою я джазовую школу, и что я буду в ней делать?

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах