Накануне Всемирного дня радиолюбителя эксперт и радиолюбитель из Сургута Александр Кулаков рассказал корреспонденту АиФ-Югра о профессионалах, любителях, о радиосвязи и рациях для гражданских.
Позывной как второе имя
Лариса Славная, «АиФ-Югра»: Александр Николаевич, скажите, что нужно, чтобы стать радиолюбителем?
Александр Кулаков: В первую очередь - желание! И нужен позывной. Так принято. Без этого «второго имени» нельзя быть радиолюбителем. То есть, чтобы иметь право работать в эфире, надо получить сигнал опознавания. Например, мой позывной: UA9JFD. Первая буква - означает страну и место регистрации. Позывной выдается раз и навсегда. Мне выдавали его в 1983 году, и первая буква в нем – U, страна - СССР.
В каждом крупном регионе существует квалификационная комиссия, она утверждается Союзом радиолюбителей России в Москве. В нашем округе - в Нижневартовске, Югорске и Сургуте.
Каждому радиолюбителю присваивают категорию. В зависимости от категории операторы могут работать строго на определённых частотах. Также они регистрируют в Роскомнадзоре свою аппаратуру.
Когда люди сдают экзамены и получают позывной, его выдает Главный радиочастотный центр в Москве, который распределяет частоты для всех: телевидение, радио, сотовая связь, есть свои диапазоны у Министерства обороны.
Небольшой спектр выделен для гражданского населения (СВ) - для работы на этих частотах не требуют регистрацию. Охотники, рыбаки, дальнобойщики… любая домохозяйка может купить рацию и переговариваться.
Вообще, сдача экзаменов предельно упрощена. На мой взгляд, должны быть профессионально организованные курсы. К примеру, надо учить: как вести радиообмен, о чем можно говорить, о чем не надо говорить. А сейчас люди считают, зачем сидеть и ловить радиосигнал, если есть сотовая связь и можно любому человеку позвонить или написать, но это еще ни о чем не говорит.
Без электричества
Если случится техногенная катастрофа, то пропадет электричество. Тогда не остается никакой связи, кроме радиосвязи. Сотовая связь зависит от электричества. А для питания радиостанции достаточно аккумулятора на 12 вольт. У военных и у других служб безопасности на первом месте – обеспечить радиосвязь. Туристический сектор, к примеру, альпинизм, тоже не обходится без радиосвязи. Инструктор обязан поддерживать связь с базовым лагерем.
- В вашем опыте есть примеры, когда полностью пропадала связь, кроме радио?
- Да, есть. Раньше всегда готовили людей, способных в любом месте обеспечить радиосвязь. Вспомним Спитак в Армении, Чернобыль, ГКЧП, когда всю связь отключили, но радиолюбители передавали друг другу информацию. Среди ликвидаторов катастрофы в Чернобыле в 1986 году были и мои друзья. В Спитаке тоже очень много людей погибло. Тогда еще не было МЧС, помогали силы Гражданской обороны. Спустя 10 дней после землетрясения живых людей можно уже не искать. Поэтому обычно быстро координируют действия именно при помощи радиосвязи.
- Кто сейчас получает позывные?
- Недавно молодые ребята из сургутского автоклуба получали позывные для установки радиостанции в автомобиле. Еще получил позывной представитель проекта для путешественников и охотников «Таежный роман». Также получают позывные для того, чтобы заниматься радиоспортом. Проводят соревнования для радиолюбителей.
Кроме этого, существует диэксинг (DXing, DX-связь) – дальний радиоприем (редкий радиооператор). То есть человек отправляется в далекие и редкие места, где еще ни разу не проводили радиосвязь, чтобы зафиксировать там удаленную радиопередачу в разных диапазонах частот. Нам известны подобные экспедиции на редкие острова, в Арктику или Антарктиду.
- Что нужно сделать, на ваш взгляд, чтобы поддержать радиолюбителей округа?
- В Сургуте, в 1988 году, нам выделили помещение в ДОСААФе (Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту). Появилась аудитория для подготовки радиолюбителей. Мы были очень счастливы. После распада СССР распался и очень большой наш коллектив. С тех пор нам все время отказывают в предоставлении помещения, говорят: а какая от вас польза?
Но чтобы работать дома, надо получить разрешение на установку антенны - согласовать со всеми жильцами, с управляющей компанией. В Сургуте и районе очень небольшое количество радиолюбителей имеют собственные антенны к радиостанциям.
Хочется, чтобы и в Югре радиолюбители развивались, но для этого нужна помощь местной администрации, нужны технические кружки и станции юных техников. К примеру, в Сургуте было хорошее памятное место – «Орбита». Оборудование устарело, но можно было организовать там музей. И можно было привлечь радиолюбителей, чтобы поставить там коллективную радиостанцию. Была бы польза для жителей, и у радиолюбителей Сургута появилось бы свое помещение для подготовки радиооператоров.
Смотрите также:
- Александр Комаров: «Югорчане умеют отдыхать красиво и от всей души» →
- Про «хантов с мансями из города Сургут» →
- Надежда Губарь: Золотой наш дед →