Самоучки из Белоярского строят в гараже летательный аппарат

Вячеслав Широбоков и Андрей Чертков со своим детищем. © / Из личного архива

Самый настоящий самолёт решили построить двое энтузиастов-самоучек из Югры. Создают они летательный аппарат собственными руками. И даже грозятся поставить дело на поток. Если, конечно, первый аппарат удастся довести до ума и поднять в небо.

   
   

Мечта детства

Идея построить летательный аппарат родилась у жителей Белоярского Вячеслава Широбокова и Андрея Черткова в конце 2014 года. При этом никто из них до сих пор имел отношения к самолётостроению. Хотя Вячеслав Широбоков раньше был спортивным лётчиком, но сейчас работает в инкассаторской службе. Именно он - главный идеолог и инженер проекта.

Андрей Чертков (сидит) ещё никогда не управлял самолётом, а Вячеслав Широбоков уже имеет опыт пилотирования. Фото: Из личного архива

Андрей Чертков ему помогает и признаётся, что построить самолет - мечта из детства. И потому, когда появилась возможность поучаствовать в этом проекте, молодой человек сразу же согласился.

Строить самолёт энтузиасты решили по схеме «Тандем». Аппараты, созданные по такой схеме, отличаются от обычных самолётов тем, что с обеих сторон у них есть по две несущие плоскости. Проще говоря, у таких самолётов-тандемов не два крыла, а все четыре. По словам конструкторов, самолёт обещает быть прочным, компактным, экономичным, а самое главное – устойчивым, не склонным к «сваливанию».

Таким должен стать летательный аппарат по задумке конструкторов. Фото: Из личного архива

Работают белоярские «кулибины» в обычном гараже. Фюзеляж уже готов. Сейчас Вячеслав и Андрей монтируют органы управления - прокладывают проводку, необходимые тяги. Инженеры-самоучки рассчитывали совершить пробный взлёт в конце этого года. Но признаются, что вряд ли получится это сделать - работы идут всё медленнее, так как денег не хватает.

Из истории
Первым, кто придумал схему «Тандем», был американский авиаконструктор Берт Рутан. Он в 1967 году построил двухместный любительский спортивный самолет, характерной особенностью которого было переднее горизонтальное оперение. Самолет получился очень удачным и вскоре стал широко продаваться в виде комплекта для любителей. К середине 80-х годов было продано примерно 900 комплектов деталей и оборудования для сборки этих самолетов. А в Советском Союзе схему «Тандем» пытались применить в транспортном самолётостроении - для перевозки по воздуху крупных объектов. Однако проект так и не был завершён.

«Двигатели и электроника у нас не закуплены, поэтому всё встало. Они подорожали, потому что комплектующие все импортные. В данный момент готов только планер без приборов и моторов контроля», - сетует Вячеслав Широбоков.

   
   

По его словам, на создание корпуса ушло около 200 тысяч рублей. А спонсорских денег нет, только свои собственные. Тем не менее, энтузиасты не унывают - ведь по срокам их никто не подгоняет.

Загадочный «Гегль»

После закупки необходимых «внутренностей» и сборки крылатой машины, Вячеслав и Андрей рассчитывают получить на неё сертификат. Для этого нужно показать машину специалистам, которые проверят её на техническое соответствие. А после того, как аппарат поднимется в воздух, оценят и лётное соответствие.

«Вся задача теперь - его сделать, провести статические испытания. Когда узнаем, что самолёт выдерживает перегрузки, сможем выпустить его на аэродром».

Если Вячеслав Широбоков уже имеет за плечами опыт пилотирования, то Андрей Чертков только мечтает о том, чтобы самому сесть за штурвал летающей машины.

«Если удастся получить свидетельство частного пилота, то мне бы, конечно, хотелось полетать на нём», - делится планами помощник главного конструктора.

Особенность самолёта - четыре крыла. Фото: Из личного архива

Вячеслав и Андрей считают, что их любительский проект может иметь и неплохие коммерческие перспективы. В Югре есть люди, которые могут себе позволить покупать личные самолёты.

«Мы надеемся, что самолет понравится людям и они заинтересуются им, - говорит Андрей Чертков. - В связи с ростом курсов доллара и евро у людей стало меньше возможности покупать зарубежные самолеты. Может быть, мы сможем строить самолёты и на продажу. Мы хотим, чтобы наш проект развивался, планируем производить 2-3 самолета в год. Они будут одноместные и двуместные».

Конструкторы предполагают, что самолёт массой 200 кг будет летать со скоростью 200-220 км/ч. Фото: Из личного архива

Кстати, самолёт белоярских инженеров-самоучек уже имеет своё имя - «Гегль». И оно имеет свою занимательную историю. Вячеслав Широбоков решил, что назовёт аппарат первым словом, которое произнесёт его маленький сын. То есть, с большой долей вероятности самолёт мог называться «Мама», «Папа» или «Дай». Но он называется «Гегль», а родителям остаётся только гадать, что малыш хотел этим сказать.

Смотрите также: