В Ханты-Мансийске завершилась XII Межрегиональная агропромышленная выставка Уральского федерального округа. Её масштаб был впечатляющим. Участники даже высказывали мысль, что огромный выставочный павильон «Югра-Экспо» оказался маловат и организаторам надо в будущем подумать о расширении площадей для экспозиций.
Развиваемся потихоньку
Отбор на выставку был жёсткий. Каждый из шести регионов – Югра, Челябинская, Тюменская, Свердловская, Тюменская области, ЯНАО – представил около 10 участников. От нашего округа было 14 товаропроизводителей. В основном крупные сельхозпредприятия, в том числе пищевой промышленности. Другими словами, лучшие блистали среди лучших.
«Ни один даже самый крупный супермаркет не сравнится с этой выставкой. Нигде нет такого ассортимента продукции, как на витринах этих стендов. Хочешь – чаи травяные, хочешь – десерты к ним их наших ягод. Я пастилу взяла. Сочетания невероятные: калина и рябина, черёмуха, вишня и перец – наши родные вкусы. Про рыбные и мясные деликатесы просто молчу. А какие сыры вкусные научились делать фермеры! Даже сравнивать с европейскими не хочу. Наш сыр с плесенью не хуже. Понравился сыр с лисичками, сливочный – что-то из детства. Мне было очень вкусно», – делится впечатлениями гостья выставки Наталья Шашина из Ханты-Мансийска.
И этого изобилия добились, несмотря на то, что многие, особенно небольшие предприятия, с трудом пробивают дорогу на рынок, пытаясь соперничать с известными на всю страну брендами.
Югра имеет сложнейшие природные условия для добычи нефти, но эти условия во сто крат сложнее для работы аграрного комплекса. Тем не менее фермеры не падают духом. И если в валовом производстве нет существенного роста, то и существенного падения тоже нет – продукции местного производства на прилавках магазинов не становится меньше.
Например, предприниматель из Сургута Александр Артёменко занимается производством около пяти лет. Его компания выпускает готовые блюда длительного хранения. «Продукция, которую мы представили, выпускается уже почти год, – рассказывает предприниматель. – Оборудование для упаковки выпустили для нас в Москве, оборудование, на котором мы делаем стерилизацию сырья, тоже российское – сделано в Краснодаре, фасовочно-упаковочный комплекс китайского производства. Всё оборудование надёжное, в основном делаем сервисное обслуживание. Товарный сегмент, в котором мы работаем, растёт, потому что занятость людей увеличивается, всё меньше у них свободного времени в том числе на приготовление завтраков-ужинов. Наше питание удобно для спортсменов, туристов, любителей путешествий. Как мы себя чувствуем на рынке? Всякими путями продвигаем свои продукты, но потихоньку развиваемся. Сырьё покупаем в других регионах. Свинина – из Белгорода, мясо птицы – это Подмосковье, Башкирия, говядина – Омск, дикое мясо – из нашего региона: Ямал, север Тюменской области. Другими словами, работаем с половиной страны. Такие мероприятия, как эта выставка, мне нравятся. Есть много полезного в общении с участниками». Компания Артёменко поставляет свою продукцию в том числе и в зону СВО как на добровольных началах, так и по заказу силовых структур.
«Сделано в Югре»
Продукцию из оленины традиционно привезли на выставку с Ямала. Свои достижения представили и оленеводы из Югры. «Наша компания получила бренд «Сделано в Югре», что уже само по себе говорит о качестве продукции, – поясняет генеральный директор АО «Саранпаульская оленеводческая компания» Григорий Сидоров. – Мы будем проходить пересертификацию по новым правилам. Пока у нас под брендом один вид продукции – консервы в жестяной банке «Оленина тушёная», но в запасе, так сказать, есть колбасы, выпуск которых мы освоили. Есть наработки, как сделать производство более эффективным. При нынешней технологии в дело идёт примерно 50% от массы оленя. На Ямале уже освоили производство кормов для домашних животных. Это не сухие гранулы, к которым все привыкли, а продукты совсем иные, которые проходят вяление и другие способы обработки.
Сырьё мы используем своё, содержим стадо оленей – три с половиной тысячи голов. Работают четыре бригады на Северном Урале, в Арктической зоне. Это даёт нам возможность получить некоторые как федеральные, так и региональные льготы.
Тут дело не только вкуса. Волонтёры и правительство закупало у нас консервы для отправки военнослужащим на СВО. Насколько я понял, это были жители Югры. Мне позвонил командир батальона, я сначала даже этому не поверил, и сказал, что его подчинённым понравилась продукция, которую им отправили из Югры. Некоторые солдаты из других регионов пробовали оленину впервые и были удивлены, насколько это вкусно.
На выставке мы познакомились с нашими конкурентами с Ямала, где производства, сходные с нашими, развиваются довольно активно. Они получают большую поддержку от государства, что позволяет им демпинговать цены. Но суть не в этом: главное, мы понимаем, что нам есть куда расти и развиваться».
Позвонил командир батальона и сказал, что его подчинённым понравилась продукция из Югры
Мнение власти
Алексей Костров, федеральный инспектор по Югре аппарата полномочного представительства президента России в УрФО:
– В ответ на санкции Запада Россия ответила замещением продукции недружественных стран. Тогда было много критики со стороны любителей европейских деликатесов, сомнений в наших возможностях. Однако российские аграрии показали, что готовы к любым вызовам. Отрасль напиталась инвестициями, значительную часть которых составила государственная поддержка. Активно включилась наука. Как результат – наша страна перешла из разряда импортозависимой в экспортно ориентированную. Сегодня Россия является лидером по производству пшеницы. По остальным позициям – мясо, молоко, молочная продукция, яйцо – Уральский федеральный округ обеспечивает себя полностью. Несмотря на ограничения, растёт экспортная составляющая. Ярким подтверждением профессионализма наших аграриев является эта выставка.
Мнение эксперта
Александр Чумак, заместитель руководителя автономной некоммерческой организации «Российская система качества»:
– Многие из товаров, представленных на выставке, имеют сертификаты подтверждения качества, в том числе и выданные независимыми организациями. Продукции очень много, она не доходит до Москвы, других регионов, и люди просто не знают, что предприятия Урала и севера Сибири производят такую продукцию, которой просто нет аналогов по качеству и вкусовым свойствам. Сейчас предстоят немалые усилия по продвижению продукции агропрома УрФО не только на рынки внутри округа, но и за его пределы.
Комментарий
Сергей Черняев, заместитель губернатора Югры:
– Уверен в том, что традиция проводить такого рода мероприятия должна продолжаться. Почему? Есть чем гордиться каждому региону, входящему в наш федеральный округ. Наш округ – передовик по многим технологиям, в том числе по сельскому хозяйству. Каждая территория уникальна. В этой связи надеюсь, что выставка будет не только демонстрацией достижений наших аграриев, но и обменом между ними передовыми практиками.
Кстати
В дегустационном конкурсе «Лучший продукт – 2024», который проходил в рамках агропромышленной выставки, участвовали предприятия пищевой и перерабатывающей промышленности, сельхозорганизации, КФХ, предприятия малого бизнеса, индивидуальные предприниматели. Производители Югры были удостоены 26 золотых и 8 серебряных медалей. Отмечены золотом и серебром все регионы УрФО.
«Вы делаете свою продукцию с любовью, поэтому «вкус» каждого региона просто не забыть! Продукция очень свежая, вкусная, действительно достойная», – обратился к участникам выставки и. о. директора департамента промышленности Югры Виктор Гамузов.
Организаторы агропромышленной выставки – правительство Югры, Фонд развития Югры, региональная платформа поддержки предпринимателей «Югра Открытая». Соорганизатор – КВЦ «Югра-Экспо». Выставка проводится при поддержке полномочного представителя президента РФ в УрФО.
Справка
Агропромышленные выставки Уральского федерального округа проходят с 2010 года.
Курган – 2010, 2016 гг.
Екатеринбург – 2011, 2014, 2019, 2022 гг.
Тюмень – 2012, 2017 гг.
Челябинск – 2013, 2023 гг.
Ханты-Мансийск – 2015, 2024 гг.