Примерное время чтения: 6 минут
89

Татьяна Ядрошникова: "Нельзя передавать музеи в частные руки"

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 31. Аиф - Югра 29/07/2009

"НЕ ПОНИМАЮ безынициативных и равнодушных людей. Наша работа - поле для творчества. Задумок много, но такой короткий день!" - говорит директор музея Природы и Человека в национальной деревне Русскинская Татьяна Ядрошникова.

Музей принимает всех

- Татьяна, что за люди приезжают в музей?

- Да кого здесь только не было за двадцать-то лет... Игорь Костолевский, академик Покровский, Юрий Сенкевич (появился так незаметно, что мы даже растеряться не успели). Ищут в Югре свою прародину венгры и финны. Месяц назад был профессор русского языка, буддист из Шри-Ланка, целый месяц провёл в Югре на хантыйском стойбище. Были индейцы. Однажды приехали финки. Узнав, что у меня день рождения, спели квартетом... Ежегодно в музее бывают до 10 тыс. посетителей и все они увозят в свои края представление о нашей культуре.

- Как вы считаете, в чём уникальность ваших экспозиций?

- Наша изюминка Зал Природы - это поле деятельности папы, его представления и задумки. В этнографической экспозиции мы показываем культуру тром-аганских ханты. Хотим представить её через старейшин родов. Ведь каждый род по-своему интересен: одни - удачливые охотники, другие знают и хранят фольклор, третьи славятся рукодельницами. Но каждый из них составляет историю одной, Божьей, реки. Идея эта пришла в результате генеалогических исследований родов.

- А как пополняются коллекции?

- Премного благодарны людям, приносящим в музей фотографии своих предков, семейные раритеты, интересные предметы. Не всё ещё измеряется деньгами. Люди хотят оставить что-то для потомков. Ханты, особенно пожилые, понимают, что их культура может кануть в лету и музей - один из способов её сохранения. Есть семьи, которые никогда не были в музее, но звонят, просят приехать, дарят удивительные вещи. Очень горжусь, что нам доверяют, говорят: "Хотим хранить это в вашем музее".

Одна сургутская семья подарила нам коллекцию морских млекопитающих. Вроде и не по нашей теме, а с другой стороны... Ханты увидели морское чудовище и обалдели, они ведь, возможно, больше и не увидят никогда такого...

Ночь - не повод закрывать музей

- На ваш взгляд, в чём ценность маленьких музеев?

- Музеи сейчас создаются почти в каждом населённом пункте. Так и должно быть. Но каждый должен иметь своё лицо, свою изюминку, тогда он будет интересным и посещаемым. Сейчас горожане стараются напичкать музеи новыми технологиями, иногда перебарщивают. Музей должен показывать Подлинник. А вот как показывать? - поле для размышлений. А ещё - здесь должна быть особая атмосфера, домашняя обстановка. Бывает, что люди приезжают вечером, даже ночью! Разве в городе их пустят в музей в это время? А мы пускаем.

"Можно ли погладить мамонта?"

- Что нужно деревенским музеям для того, чтобы жить, а не выживать?

- Музей должен меняться, как и любой живой организм. Он всегда должен чем-то удивлять. Мы, например, стараемся изменить мнение большинства о том, что ханты - это дикий народ, живущий в лесах. Это люди удивительной культуры и наследия. Радуешься, когда в ходе экскурсии посетители смотрят на всё восторженно и удивлённо. Одна из наших программ называется "Можно ли погладить мамонта?". Мы рассказываем детям об археологии, о древней Югре, показываем соответствующие экспонаты. Однажды после такого занятия они мне тут два мешка костей притащили - по всей округе собирали, искали кость мамонта... Было бы здорово, если бы родители в качестве подарка на день рождения дарили ребёнку билет в музей - можно устроить праздник ему и его друзьям с использованием игры, не нарушая музейных правил.

- Скоро музей переедет в новое здание. Это же совершенно другие возможности! Будете что-то менять?

- Да, папа уже сейчас проигрывает в мыслях варианты новых композиций. В современном здании необходимо сохранить живую экспозицию, самобытность, атмосферу.

Мне очень нравится Дарвиновский музей в Москве: масса новых выставок и экспозиций, разного рода полезные "развлекаловки" - оттуда не хочется уходить. У нас тоже можно добиться таких отношений с посетителями. Например, людям всё хочется потрогать - у нас это возможно. Ещё постараемся создать все условия для инвалидов. Музей для них - это один из способов познания мира. Хотим использовать музыкальное сопровождение, озвучку, тактильные ощущения, сделать зоны отдыха и т. д. Часто возят к нам пенсионеров, ветеранов труда и войны. Низко кланяемся им за то, что преодолевают такое расстояние ради знакомства с музеем. Извиняемся за наши условия, а они и слышать не хотят. Каждый раз оставляют чудесные отзывы, даже в стихах. Приезжают с концертами, подарками - хоть пачку бумаги, да привезут.

- Ваши родители - удивительные люди, вложили в музей всю свою жизнь...

- Да, они нашли себя, своё место в жизни. Папа - трудоголик, даже ночью его голова не отдыхает. Где бы он ни был: на природе, в отпуске - думает о музее: как расположить, как изобразить, что интересного придумать... В мастерской - дни напролёт. Мечтает о новом музее. Мама, Людмила Алексеевна, всегда во всём поддерживала мужа. Первые экспозиции, экскурсии, занятия с детьми, методическое пособие - её большой вклад в становление музея. Делит с отцом все его проблемы и удачи, мысли, переживания - вот уже 40 лет вместе, помогают воспитывать троих внуков.

У нас вся семья с музеем связана: сестра здесь работает, зять научился делать чучела животных. Мой муж - мой первый помощник. Благодарна, что понимает.

- Что происходило в душе, когда вы приняли предложение отца стать директором его детища?

- Родители музей создавали, когда я студенткой была. Немного занималась археологией, писала диплом по этнографии, изучала жизнь тром-аганских ханты. Когда приезжала на каникулы, видела старания папы - хотелось помочь... Видела, что папу музей затягивает. Понимала, что фонды (а к тому времени он собрал уже достаточно интересную этнографическую коллекцию) необходимо систематизировать, комплектовать со знанием дела, правильно хранить. А как? В университетах музейному делу не учат. Училась у коллег из Сургутского краеведческого, Тюменского областного музеев, иногда просто приходила в музеи и говорила: "Научите, ничего не умею, но очень нужно". И коллеги помогали.

Первое время хотелось уехать. Но понимала, что папу необходимо поддержать, поднять музей на должный уровень. Неоднократно слышала и читала о случайных директорах музеев, которые разбазаривали уникальные фонды, уникальные памятники культуры. Не могу допустить этого. Знаю, сколько труда, нервов и здоровья вложено в наш музей. Хочется всё успеть, всё сделать "глубоко и крепко", как Шукшин говорил.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах