Примерное время чтения: 3 минуты
40

Рождённые в кризис

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 35. АиФ - Югра 26/08/2009

Владимир КУЛЕБАКИН, бизнес-консультант юридической фирмы "Север-Лекс", главный редактор журнала "Консультант-Югра"

Что будет с малым бизнесом?

КАРТИНА осени не так уж пессимистична. Во-первых, любой кризис - это чистка рынка от её неустойчивых (читай - несостоятельных) участников, которые и не зарабатывают особо, и клиентов забирают, далеко не всегда оправдывая их ожидания. Так что после второй волны ожидается стабильный экономический рост как минимум за счёт новых хозяйствующих субъектов, которые уже будут работать на перераспределённых после ряда банкротств ресурсах и поделенных заново рынках.

Во-вторых, кризис, вытолкнув сокращениями и урезанием зарплат с насиженных рабочих мест существенное количество активных кадров, фактически заново сформировал сферы микро- и малого бизнеса. В поисках дополнительного источника дохода активные и инициативные люди, привыкшие хорошо кушать, стали создавать новые хозяйствующие субъекты. Предостережения скептиков о том, что в кризис нет смысла ничего начинать, - их не пугали. Скорей наоборот. И ведь верно: на рынке труда - бум, доступ к дешёвым кадрам обеспечен, а это - снижение львиной доли затрат. Предложений по торгово-офисным площадям - более чем в избытке, что, кроме прочего, до сих пор заставляет снижать цены на них. Предложения рекламных агентств и рекламораспространителей тоже подешевели. Но самое главное - смельчаки поняли, что кризис рано или поздно пойдёт на спад (что уже началось) и всех клиентов на рынке получит тот, кто не будет снижать своё присутствие. Ведь что как не мировой финансовый кризис - самая качественная и независимая проверка прочности делового партнёра. И именно такие бизнесмены будут формировать новую экономическую действительность.

Аналитики отмечают сокращение рынков. Возникает вопрос, как будут окупаться проекты, если клиентов просто нет? Любой проект имеет период окупаемости, и чаще всего он очень значительный. Немногие начинания приносят прибыль в первые месяцы существования, и для любого из них нужны ресурсы, позволяющие финансировать расходы до тех пор, пока бизнес-единица не наберёт обороты. Это правило действует одинаково и в условиях кризиса, и в относительно спокойной экономической ситуации. Но у проектов, рождённых сейчас, есть значительная фора. Когда не хватает ресурсов, предприятие начинает экономить, стремясь сократить затраты и быть эффективным. Подключаются инновациии во всех сферах: оптимизация производственных процессов, энергосбережение, более эффективное планирование финансовых потоков, пересматривается логистика, активизируется вопрос улучшения кадровой политики, систем стимулирования и т.д. Зарождающемуся предприятию проще сразу настроиться на существующие условия, чем уже работающему предприятию перестраивать сложившуюся систему. Фактически сокращение штатов - это последствия ломки предприятий в попытках перестроиться. Конечно, бизнесу сейчас очень тяжело, но рынок самонастраивается и освобождается от крупных и неповоротливых игроков, которые не могут быстро приспособиться под новые условия. Освободившееся место занимают более эффективные предприятия, рожденные в кризис.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах