Примерное время чтения: 7 минут
138

Волшебники нефтяного города

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 36. АиФ - Югра 02/09/2009

Утверждение, что добровольно люди в Сибирь не едут, опровергнуто давным-давно. Едут. Перевозят сюда семьи и остаются навсегда в современных, красивых, комфортных городах. Правда, это сейчас они красивые и комфортные, а всего несколько десятков лет назад большинства городов Западной Сибири и в помине не было. Они вырастали из тьмы лесов и болот, их освещали своим светом факелы нефтяных месторождений и согревали любовью человеческие сердца.

Колбаса и черёмуха

Если судить по названию, то, пожалуй, самым нефтяным можно считать НЕФТЕюганск. Впрочем, местные жители чаще называют свой город ласково - "Юганск". Видимо, всё-таки мечтают о юге, лете, солнце.

История его появления на свет началась в июле 61-го, когда на берег Юганской Оби высадился отряд геологоразведчиков и бригада плотников. Они-то и начали строить на пустом месте маленький посёлок с громким названием Партсъездовский. В 63-м посёлок на песке переименовали в Нефтеюганский и уже в октябре 67-го он стал городом. А причиной этих бурных преобразований стала, конечно же, женщина - нефть. Богатейшее по запасам Усть-Балыкское месторождение. Таких красивых в тюменской области еще не было...

Мечтать жители молодого города умели. Иногда это было единственным развлечением - после вахты часто ни на что больше просто не хватало сил. Вот как вспоминают ветераны нефтяной отрасли ту жизнь. С самого первого дня.

Светлана Настейко:

- Когда с вертолёта вышла со своим чемоданчиком - он улетел у меня в сторону от винта - винт ещё не успел остановиться, нас уже высаживали. Такое впечатление было, что небо упало на землю. Пасмурный день, тучи низкие, кругом рвы огромные и такое маленькое строение, написано: "Аэропорт Нефтеюганск".

Владислав Мишагин:

- Железный вагончик стоит, там кассир сидит, шторкой огороженный, билеты продаёт - вот и весь аэропорт. Я на Ан-2 прилетел. Мешок колбасы привезли на этом самолёте, потом все бегали и спрашивали: "Чья это колбаса???".

Помню всех, с кем мы бурили наклонную скважину, не понимая, что это такое, на роторе рассчитывали градусы, чтобы понять, куда у нас повернёт это долото... сейчас нас осталось с той бригады 4 человека. А было 28.

Анатолий Коновалов:

- Идёт 300-тонная баржа, на этой барже мой старый комод, набитый шмотьём, жена, она первой учительницей была в городе. Начало июля. Вода была большая и чтобы срезать путь по Оби, мы по протоке плыли. Баржу мотает, а черёмуха цвела... Вот тепло и черемуха, и вот как будто по какому коридору плывёшь, белое всё. Облака, погода - это не сравнить!

Тамара Звягинцева:

- Много было заключённых, которых сюда на "химию" отправляли на работу. На стройках, в основном, работали мужчины. Они - плотниками, а мы штукатурами - малярами, всё нормально было. Находили общий язык. У нас девочки многие замуж за них вышли. Тогда мы были молоды, тяжести не чувствовали. Мы не знали никаких выходных-проходных. Дали наряд - хоть тресни, а выполни.

Иван Тамашук:

- Всё вот это я хватанул: комары, грязь, я без болотников никуда, даже за водой на речку сходить не мог. Но куропаток всё-таки было больше, чем комаров.

За мужьями в Сибирь

Кто-то спешил сюда по комсомольской путёвке, кого-то звали друзья, кого-то просто манили заоблачные дали и романтика необжитых мест, кто-то вообще не собирался осваивать север, но так вышло.

Всех чем-то зацепил этот город. "Седьмой микрорайон быстро расстраивался,- вспоминает Юрий Солдатов, - быстро строили коробки эти. Клопы, тараканы, щели, видно всё... Паклей дыры между брусьями затыкали, мешки привозили, обклеивали эти стены, белили и сдавали дома - людям надо было где-то жить. А семьи... оставляли и летели на буровую. Семьи так и жили. Толи мучались, толи радовались - не поймёшь..." - "Да, - подхватывает Анатолий Коновалов, - когда мы сюда семьи привезли на ЭТСке, дождь был, грязища, автобусы не проходили - наши дамы за головы взялись и в слёзы: "Вы куда нас привезли, что вам там не жилось, всё обустроено было, всё хорошо, давайте назад, мы не согласны ..." - "Ничего, привыкните, мы привыкли, и вы привыкните, куда вы денетесь..." И привыкли".

Попасть в город можно было только водным транспортом или на самолёте. Чтобы купить билет, люди выстраивались в длинные очереди, спать не ложились, разжигали костры. Аэропорт стал настоящими воздушными воротами молодого Неф.теюганска. Позже появилась великолепная взлётная полоса. В 69-году здесь приземлился крупнейший транспортный самолёт АН-22, а в 77-м аэропорт стал принимать ТУ-134. Работали вертолёты МИ-4 и МИ-8.

Баба Шура

Рос город, росли люди, были и свои легендарные личности. Например, баба Шура. Фамилия и год её рождения не известны. По одним воспоминаниям, это бывшая фронтовичка, по другим - заключённая. Говорят, в молодости занималась балетом. Место жительства - землянка в районе улицы Гагарина. Легко входила в доверие к продавцам, получала продукты в долг. Часто выпивала, угощала детей конфетами и печеньем. Зарабатывала на жизнь чисткой туалетов. "Единственное, что в ней было феноменального, - вспоминает Анатолий Коновалов, - она знала Есенина наизусть. У нас на "пятаке", когда демонстрация была, там постоянно стояла трибуна. И вот баба Шура, взгромоздясь на эту трибуну, начинала декларировать Есенина. И у неё первое всегда было вступление: "Вы помните, вы всё, конечно, помните..." И вот она читала час, два: "Шаганэ ты моя, Шаганэ", - даже если пьяная - все заслушивались её. А потом махнёт полбутылки красного вина, трёхэтажным матом всех пошлёт и всё, концерт окончен". А сколько вспоминается дорогих сердцу мелочей: первая весенняя баржа всегда приходила с водкой; двери в домах никогда не запирали на ключ - боялись пожаров; грязь называли жидким асфальтом, а единственную бетонную дорогу, от магазина "Юпитер" до автовокзала - Бродвеем. "Молодые придут сюда в сапогах резиновых, - вспоминает Тамара Звягинцева, - болотники снимут, наденут туфельки - и пошли гулять по бетонке. Погуляли, повеселились - и обратно в сапоги". Мороженое делали сами - сгущёнку смешивали со снегом.

А началось прибытие нефтяников, геологов, строителей и их жён с легендарного "Пятака".

"Пирс здесь был, - вспоминает Юрий Солдатов, - первые пароходишки, которые приходили из Сургута - они сюда приходили. Улица Строителей страшную пыль поднимала. И что придумали нефтяники: брали ёмкость, воду с нефтью и поливали, чтоб пыль прибить. И потом, когда это всё высыхало и пыль поднималась, были все, как черти, в нефти". "Всё было нормально, - говорит Тамара Звягинцева". - Я с удовольствием вспоминаю свою молодость. Я всем довольна, всему рада. Это мой родной город. Роднее нет. В этом году исполнилось 42 года, как я здесь живу" - "А у меня 39 в апреле было" - "Салаги!" - "Конечно, конечно, салаги!"

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах