Примерное время чтения: 7 минут
339

Александр Мунтагиров: "Когда артист недоволен собой - он растёт"

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 46. АиФ - Югра 11/11/2009

Танец, по мысли древних, - выражение души богов, их творческое горение. Согласно индийской легенде, своим танцем Шива уничтожил враждебных ему демонов, создав мир и порядок. О том, чем является этот вид искусства для профессиональных танцоров, мы беседуем с Александром МУНТАГИРОВЫМ.

"Нельзя овладеть танцем..."

- Александр, что значит танец для вас?

- Это моя жизнь. И потому, что с 10 лет я танцую, и потому, что танец мною владеет, самим же танцем овладеть полностью нельзя. Он, как жизнь, будет тебя кружить и требовать всё большего и большего мастерства, пока не поглотит целиком...

- Какие сольные партии Вы исполняли в балете? Были среди них любимые или нелюбимые?

- Мне, молодому артисту, сразу же доверили несколько сольных партий. Виталий Бутримович, тогда перспективный молодой балетмейстер, обратил на меня внимание и поставил несколько спектаклей с учётом моей индивидуальности и техники танца. В "Сотворении мира" у меня была ведущая партия Адама, в "Кармен-сюите" - роль Тореро, Был первым исполнителем роли Остапа Бендера на балетной сцене - всего более 30 партий. Если мне не нравилась чья-то постановка, я старался понять и полюбить своего героя, найти свои краски - иначе не сыграть искренне.

- Где легче обмануть зрителя - в балете или в кинематографе?

- В синема. В балете, конечно, что-то можно завуалировать красотой тела, красотой линии, но неискренность всегда чувствуется. У нас есть такое понятие "бог поцеловал". Порой смотришь на танцовщицу: "Я гляжу ей в след, ничего в ней нет, а я всё гляжу, глаз не отвожу". А почему хочется смотреть? Потому что она излучает какую-то энергию, внутреннюю красоту, которая завораживает. А в кинематографе я гляжу на актёра вне зависимости от сюжета, интриги. Пустая игра часто раздражает. Но мне нравится, что современный кинематограф ориентирован на личность, а не на тех, кто имеет красивое лицо. Кинорежиссёр Владимир Соловьёв восхитился, увидев моих студенток: "Какие у тебя типажные девчонки! Завтра же будет фотосессия!" Я студенток предупреждаю: "Завтра приедет кинорежиссёр, может, кого-то на Анну Каренину возьмёт". И вот на другой день - о, ужас: все мои девочки наштукатурились и стали похожи друг на друга, как клоны. Дуры-дуры, все одинаковые!

Почему доверяли 47-летней Джульетте?

- Как Вы думаете, почему Большой театр не производит такого впечатления, как раньше?

- А почему Уланова, в 47 лет исполнявшая 14-летнюю Джульетту, была так убедительна? Когда она бежала на свидание к Ромео, англичане плакали. Да она работала над образом! Её интересовало всё: в какое время суток происходит действие, где находится солнце, кто где стоит во время мизансцены... А сейчас некоторые актёры даже произведение, по которому ставится спектакль, не читают! Техника есть, а состояние души? Потом, сейчас любят ставить бессюжетные спектакли. Но от них публика уже устала, многие просто не понимают что к чему. Спрашиваешь балетмейстера: "О чём вы?" А он: "Это - для думающих". Такая вот отговорка.

- Вероятно, это издержки экспериментов, ведь художник находится в постоянном поиске, движении?

- Да, это процесс постоянный, мучительный и сладостный, как и вообще труд танцора. Я часто один и тот же спектакль смотрю по несколько раз. Если есть пять составов - смотрю все пять. И самым интересным может оказаться тот, где играют вчерашние студенты. С влюблёнными актёрами получаются незабываемые спектакли. Им всё прощаешь за то внутреннее состояние, которое невозможно сыграть. Бывает, у танцора что-то не получается, и ты страшно злишься, но потом подумаешь: ему и так несладко. Ведь на сцене актёра поджидает масса неожиданностей: то софит ослепил глаза, то новый костюм невыносимо жмёт, то сцена скользкая. Несведущие считают, что спектакль прошёл отлично. А мы всё ругаем артиста - он не должен до конца быть доволен своей работой, тогда будет рост. А зритель не должен знать нашей кухни. Из серых будней он приходит в театр, как в мир сказки. Дома остаются двойки сына, грязная посуда, проблемы на работе, а здесь всё другое, всё прекрасное. Мой знакомый говорит: "Ваши спектакли - магия какая-то! После них летать хочется!" И артист живёт и трудится ради того, чтобы зритель уходил с таким настроением. Но это тяжёлый труд. Мой сын не может получить посылку уже пятый месяц. Говорю: "Почему не сходишь на почту?" А он: "У меня нет сил, я прихожу - падаю". И я его понимаю. Говорят, люди искусства не от мира сего - нам приходится жить в другом измерении. Мы на работе все 24 часа в сутки.

Азы чуда

- А как Вы оказались в этой сложной профессии?

- Я занимался в цирковой студии. В этом же здании располагалась студия балетная. Меня пригласили на просмотр и сказали: "Да ты наш, тебе надо учиться". Мне тогда было 9 лет. Я поехал в Пермь учиться на артиста. А когда стал им, несмотря на то, что балетная карьера складывалась удачно, почувствовал, что мне не хватает теоретических знаний, и поступил в Челябинский институт искусства и культуры.

Потом продолжил педагогическую деятельность, став художественным руководителем балетной труппы. Мы много экспериментировали, участвовали в международных конкурсах и занимали призовые места. В наших спектаклях принимали участие звёзды мирового балета: Николай Цискаридзе, Морихоро Ивата, Юкари Сайто, Дмитрий Гуданов.

- А что Вам помогало так стремительно двигаться вперёд?

- Любовь. Моей женой стала солистка балета Ирина Копейка. Когда она проходила стажировку в Мариинском театре у легендарной Нинель Кургапкиной, ей предложили там остаться, но семейные обстоятельства не позволили. Зато у нас родилась дочь Элеонора, а позже сын Вадим. Мы водили детей по театрам - это всё, на что хватало времени. И они пошли по нашим стопам. Вадик стал лауреатом конкурса молодых артистов балета в швейцарской Лозанне и получил приглашение на обучение из 36-ти стран мира. Выбрал Лондон. Сейчас он - солист английского национального балета.

- Вам интересно работать со студентами?

- Безусловно. Иногда первокурсников приходится буквально учить ходить. Но ведь они к нам и приходят за знаниями, а наша задача - поделиться своим опытом. Не важно, кого мы принимаем, важно - кого выпускаем, и в этом наш профессионализм, наш знак качества.

Однажды в Ханты-Мансийске на автобусной остановке ко мне подошла женщина и говорит: "Я никогда не плачу, но публично заплакала дважды. Первый раз, когда присутствовала на открытии картинной галереи, второй, когда посетила ваш концерт. Огромное вам спасибо за это! И ещё за то, что наших мальчиков и девочек приобщаете к великому искусству хореографии". Было очень приятно.

Но я не жду благодарностей, это моё кредо. Нужно честно и бескорыстно служить искусству.

Досье

Александр МУНТАГИРОВ родился в 1955 году в г. Первоуральске Свердловской области в семье рабочих.

В 1973 году оканчивает Пермское хореографическое училище и становится ведущим солистом Челябинского театра оперы и балета имени М. Глинки. Работает с балетными коллективами в Германии, Франции, Швейцарии, Италии, Испании, Румынии. В 1995 году становится художественным руководителем балета Челябинского театра. Народный артист России, профессор, педагог-балетмейстер. В 2001 г. получает главный приз балетного искусства России "Душа танца" в номинации "Рыцарь танца". Через год возглавляет кафедру хореографии Ханты-Мансийского филиала Московского государственного университета культуры и искусств.

В 2005 году А. Мунтагирову присвоено звание заслуженного деятеля культуры Югры.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах