Закон о введении в школах "Основ православной культуры" ещё не обрёл ясные очертания, а общественность уже рявкнула: "Ату его!". Конечно, называть предмет именно так, всё равно, что взмахнуть красной тряпкой перед быком.
Есть же в вузах "Религиоведение" - и ничего. Никто на вузы не бросается и кулаком не трясёт. Или назовите "Основы традиционной духовной культуры". А поскольку у нас она в большинстве своём православная, то ей и будем заниматься. Но название - дело десятое...
Сторонники утвердительно кивнули головами, а противники возопили: "Гражданство так уж и быть - примем, какое нужно. А вот веру позвольте выбрать самим". Время прошло, страсти поутихли. А проблема осталась. Только из области теории она сделала реверанс в сторону практики. Всё новые и новые школы вводят факультативные занятия по данному курсу. И не только факультативные...
Немудрено, что в Год учителя на научно-практической конференции "Духовно-нравственное образование в г. Ханты-Мансийске: опыт, проблемы, перспективы" разговор зашёл именно о пресловутых "Основах...".
Видеовыступление патриарха Кирилла, предварившее поднятие на сцену местных поборников православия, задало тон всей конференции.
"В систему подготовки современных преподавателей должно быть включено лучшее из нашего национального и мирового опыта. И не в последнюю очередь нравственное воспитание, созидающее целостную личность. Курс "ОПК" наряду с другими историческими и культурными дисциплинами школьного учебного плана призван объяснить молодым гражданам нашей страны, в чём ценность прошлого. Почему наша культура ценится во всём мире, и почему напитавшая её наша вера именуется православной. Идея фундаментальности этого знания в самом названии предмета: "Основы православной культуры". Дмитрий Лихачёв называл знания о культуре, истории и вере "нравственной оседлостью человека"...
"Нравственно осёдлых" у нас не так много, если судить именно по знаниям юных славян. А знающих эти самые "Основы..." и того меньше. А могущих преподавать - десятки. И если выслушать все "за" и "против", то начинаешь утверждаться во мнении, что никто, вроде, не против самого предмета. Но вот под предметом каждый разумеет своё.
Православные привыкли молчать
Сергей Козлов, писатель, православный:
- Православных начали обвинять чуть ли не в фашизме. Но покажите мне хоть одного православного шахида! Нет таких. В либерально-интеллигентском обществе идея преподавания вызвала отторжение... А почему вы 70 лет молчали, когда атеизм проповедовался, как единственно верное учение, а с ним и теория Чарльза Дарвина, в несостоятельность которой не ткнул разве что ленивый? Сегодня идёт дехристианизация Европы и США. Снимают кресты со школ, которые были открыты церквями! Библию нельзя положить на парту, чтобы не оскорбить кого-то из учеников. Видимо, скоро перестанут клясться на Библии. Всё к тому идёт - уже Рождественскую ёлку узаконено стали называть "праздничным деревом"! А помнить-то надо о том, что весь этот мир возник как христианский. И Россия состоялась как православная держава... "ОПК" - это не "Закон Божий". В нашей Горноправдинской средней школе ОПК преподавались с конца 90-х гг. У меня всегда в кабинете висели иконы. Комиссия приезжала: "А что это у вас иконы по стенам развешаны?" Подвожу к одной: "Кто это? Сергий Радонежский. Историческое лицо. Это кто? Александр Невский. Это? Дмитрий Донской. Это? Александр Суворов"... Если эти люди причислены ещё и к лику святых, были духовными лидерами, то кто мешает дать это понять детям? Захотели мусульмане в нашей школе провести собрание - нет проблем. Наций много. Но в количественном соотношении славяне составляют около 80% населения - это повод говорить о мононациональности страны. Русский язык является сплачивающим. А культура - общей. Когда война в Чечне ещё только начиналась и в неё пытались втянуть Дагестан, Расул Гамзатов сказал: "Дагестан никогда добровольно в Россию не входил и никогда добровольно из России не выйдет. Никто не заставит меня отказаться от языка Пушкина и Лермонтова". После этих слов за Дагестан можно было быть спокойным.
Ребёнок родился - он родину не выбирает. В духовном мире действуют те же законы, что и в физическом. Мы же не предлагаем ребёнку, когда он родился, на выбор кофе, водку и молоко. Мы даём молоко. И на уровне духовного развития то же самое. Ни душа, ни психика у ребёнка не окрепли ещё, и не правы те, кто говорит, что надо попробовать всё и выбрать. Чтобы понять, что цианистый калий для здоровья, мягко говоря, не полезен, пробовать его не надо.
К преподаванию ОПК мы ещё не готовы
Пётр Зверев, учитель истории:
- Рано ещё преподавать "ОПК". Где учебники и стандарты? Какие цели и задачи ставятся при изучении этого предмета? Что должен знать и уметь школьник, посетивший уроки ОПК? Каковы критерии оценок этого предмета? Эти вопросы даже выпускник педвуза задаст, потому что они важны для методики преподавания любой дисциплины. Учебники по алгебре или биологии по десять раз перепроверят - а тут решили с наскока давать "Основы православной культуры". Я верующий. Я считаю, что этот предмет, возможно, важнее, чем алгебра. Он мировоззрение формирует.
Евгения Чикишева, бывший педагог:
- Я бы поостереглась вводить этот предмет сейчас. Нет у нас кадров, которые смогли бы преподать его так, как нужно. И сам предмет чётко не очерчен. Надо уяснить, ЧТО преподавать и КТО будет преподавать. Поймите, если в школы придут богословы, то на выходе мы получим "Закон Божий". Если придут вчерашние атеисты, то в итоге получим православную архитектуру или список христианских святынь. И ЕГЭ на выходе с вариантами ответов по "ОПК".
Анна Сёмина, домохозяйка:
- Я дочь крестила. Я хочу, чтобы она знала закон божий. Она ходит в воскресную школу. Там особая обстановка, тепло, душевно. А в школе она сидит за одной партой с татаркой. И я не представляю, как можно будет заставить девочку-мусульманку учить основы православной культуры. Или классы у нас теперь будут формировать по вере?
Григорий Ванин, ученик 10 класса:
- А мне всё равно, лишь бы ЕГЭ не заставили сдавать. Я ни в кого и ни во что не верю. Бог - это сказка, я что, за фольклор двойки получать буду?