162

"Когтистый старик" знает всё

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 8. АиФ - Югра 24/02/2010

У коренных жителей Югры медведь - животное особенное. Согласно их религиозным верованиям и представлениям о происхождении мира, медведь - один из сыновей Верховного Бога Торума. Отсюда его обожествление и поклонение ему.

"Клянусь головой...медведя"

По одному из вариантов, который почти сто лет назад отразил в своих этнографических очерках известный исследователь Севера Дунин-Горкавич, медведь был свергнут Торумом с неба за гордость со словами: "Народ будет бояться и клясться тобою - вот тебе один дар от неба; а всё-таки тебя будут убивать и хоронить с почестями".

"Когтистый старик" (а именно так в дни проведения праздника чаще всего называют медведя) для народов ханты и манси - олицетворение справедливости на земле. Они считают, что даже мёртвый он всё знает и всё видит. Вот почему свои молитвы и священные клятвы обские угры чаще всего произносят над украшенной головой медведя. Ей приносят свои дары и подношения, отдают поклоны, к ней обращаются с просьбой исполнить самые разные человеческие желания.

Медвежий праздник обычно проводится в период между зимним солнцестоянием и весенним равноденствием, то есть с декабря по март. Он продолжался 5 ночей, если был добыт медведь, и 4 - если медведица.

Мясо медведя ели в последнюю ночь. Кости хоронили в лесу. Череп прятали в священном сундуке, завернув в платок, или вешали на дереве. Шкуру хранили в священном месте.

Ну а все дни и ночи перед головой медведя пели, танцевали, молились, исполняли шуточные или сатирические сценки. Все, кто приходил на такие "медвежьи вечёрки", кланялись медведю и целовали его. Женщинам разрешалось это делать только через платок.

Конечно, жизнь внесла свои коррективы и в этот праздник. В советские времена он был официально запрещён. Но коренные жители всё равно проводили его тайно на лесных стойбищах.

Пили кровь и ели печень

В этом году местом проведения медвежьего праздника в Белоярском районе был выбран Казымский этнографический музей. Медведь для праздника был добыт одним из охотников Октябрьского района, однако людей, знающих, как проводить медвежьи игрища, в Октябрьском районе не нашлось, да и сами традиции проведения подобных ритуальных праздников в этом районе утрачены. А казымская территория считается регионом, где хорошо сохранились традиционная культура, обычаи, обряды и традиции коренного населения Югры.

К тому же, как объясняет директор Казымского этнографического музея Елена Федотова, проект "В гостях у когтистого старика", разработанный сотрудниками, получил грантовую поддержку Губернатора Югры.

Праздник в Казыме начался с традиционного жертвоприношения. В жертву были принесены олени. Самые смелые казымчане пили кровь освежеванных оленей, ели сырую печень. У ханты считается, что и кровь, и печень оленя полезны для здоровья человека.

Все остальные действия проходили непосредственно перед медвежьей головой. Несколько дней и ночей звучали "медвежьи песни" в исполнении жителей с. Казым Семёна и Павла Тарлиных, Андрея Ерныхова и хантымансийца Тимофея Молданова.

Им помогали, аккомпонируя на национальных инструментах, Владимир Шесталов и Олег Потпот. Молодёжь больше проявила себя, исполняя ритуальные и священные танцы и сценки-лунгалтупы. Они вносили самое большое оживление в ход праздника.

По традиции лица исполнителей сценок были скрыты берестяными масками. Женщинам полагалось закрывать лицо платком.

Кстати, именно мужчины были основными исполнителями на медвежьем празднике. Они же готовили и ритуальную еду, в том числе выпекали в хантыйских печках фигурки оленей из теста, которые затем в качестве угощенья раздавались всем участникам праздника.

К сожалению, в проведение праздника внесла свои корректива и погода. Однако ему не помешали морозы под 40 градусов.

Смотрите также:

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах